Годовщина: 7 февраля 2000 года — Union Fenosa приходит в Молдову

Fenosa

7февраля 2000 года в Молдове узнали название новой конторы — Union Fenosa. Так называлась компания, которая выиграла тендер на приватизацию электрораспределительных сетей. Лето, осень и зима предыдущего, 1999 года, ознаменовались регулярными и многочасовыми отключениями света, причем не только на периферии, но и в Кишиневе.

У власти в то время находилось правительство небезызвестного Иона Стурзы. Именно при нем процессы приватизации приобрели новый размах — было создано даже специальный департамент приватизации, возглавил который столь же известный деятель — Влад Филат. Энергетический сектор всегда считался самым лакомым, с точки зрения «ушлых мужей государства», кусочком — и тогда, и сейчас.

Но общественность надо было подготовить к идее о том, что сектор будет приватизирован и людям придется платить за свет гораздо больше, чем ранее, когда он стоил сущие копейки. Показать, что стабильные поставки света могут быть только после приватизации. Чтобы люди сказали «черт с ними, с ценами, лишь бы был свет».

Массовые отключения света осуществлялись именно для этого — для «правильной подачи» приватизации и грядущих подорожаний. Процесс подошел к своему апогею 7 февраля 2000 года — именно тогда каждый житель Молдовы узнал про компанию Union Fenosa, а когда получил первые платежки, смог и запомнить ее диковинное испанское название. Начиная с февраля 2000 года, свет в Молдове продавался по 0,74 лея за киловатт.

Ну а мутная история с организацией тендера так и не была расследована должным образом — по официальной информации, электросети Молдовы были проданы за 21 миллионов долларов США (в те времена самой ходовой валютой был именно доллар), хотя их стоимость еще в 1997 году была оценена в более чем 100 миллионов, а фактически, по мнению многих аудиторов — все 300 миллионов. Счетная палата впоследствии пришла к выводу, что и тендер был организован формально, с фактическим участием лишь одного претендента, но, увы, и за эти нарушения никто так и не ответил.

Дан Дудка, Кишинёв, Молдова