Необходимо разрушение оффшорного механизма, который является абсолютным злом — Сергей Глазьев

Сергей Глазьев3Оффшоризация российской экономики зашла так далеко, что не только государство не контролирует российские финансы, но и сами бизнесмены — свои собственные.

Советник президента РФ по экономике, академик Сергей Глазьев резко выступил против оффшоров. По его утверждению, 2/3 крупного российского бизнеса «сидит в оффшорах», и это отрезает России возможности к развитию. Глазьев также уверен, что Кипр поступает непорядочно по отношению к России, которая на 2/3 является донором кипрской экономики. Он также допускает дефолт Кипра и предрекает, что это вызовет цепную реакцию дефолтов по всей еврозоне.

«ЕСЛИ ЧТО, КИПР И В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ПРИМЕМ»

— Министр финансов (Кипра — ред.) наконец приехал в Москву. Конечно, лучше бы он приехал две недели назад, когда все эти вопросы обсуждались. Я считаю, что так поступать с главным донором своей экономики нехорошо и некрасиво. Ставить нас перед фактом. Теперь кавалеристская атака на российский капитал была отбита парламентом. Теперь им приходится договариваться. Но хочется надеяться, что проблема будет каким-то образом урегулирована. Во всяком случае, механизм нашей экономической интеграции открыт. Если что, можем Кипр принять и в Таможенный союз. Я думаю, главный урок, который мы должны извлечь из этой истории, заключается в том, что нельзя слепо доверять международным финансовым организациям, которые постоянно пытаются убедить мировое сообщество в том, что мировой кризис сам по себе рассосется.

Этого не происходит. Они призывают нас не вводить никаких защитных мер, они призывают нас сохранить свободу движения капитала. И вообще говорят: ничего не делайте, мы сами справимся с глобальным финансовым кризисом. Мы видим, что этого не происходит. И если американский крах финансовых пирамид для нас обошелся легким испугом — там зависли деньги наших резервов в американских ипотечных облигациях, — но американцы потом эти деньги вернули. Поскольку американцы печатают деньги, они сумели выполнить свои обязательства.

Кипр евро не печатает. И в данном случае решение Евросоюза, согласованное с валютным фондом, что самое удивительное. Хотя мы тоже являемся участниками — все это было сделано за нашей спиной. Россию поставили перед фактом, что конфискуются 15 процентов денег, накопленных на Кипре. И вы должны с этим смириться. Потому что другого варианта нет.

В действительности это уже вторая ласточка, которая говорит о том, что мировая финансовая система по-прежнему находится на грани саморазрушения. И отказ кипрского парламента проголосовать по этому налогу на самом деле не снимает проблемы дефолта Кипра. Если дефолт произойдет, то тогда потеряют все, кто там держит деньги. Мы готовы предлагать свои механизмы, как урегулировать кипрскую долговую проблему. Но, понимаете, говорить с партнером, который за спиной у нас принимает решение и нас ставит перед фактом, очень сложно. Возникла вообще принципиальная проблема доверия. Не только к Кипру, но и к Европейскому союзу и к МВФ. И вообще ко всей мировой финансовой системе, которая пытается сегодня решать свои проблемы за счет других.

«Мы не можем нормально развиваться, когда 2/3 крупного российского бизнеса сидит в офшорах»

Я думаю, что уроки, которые мы должны извлечь из этого, заключаются в следующем. Во-первых, нам необходимо создавать свою систему безопасности, которая бы оградила нашу финансовую систему от внешних угроз. Это, прежде всего, расширение рублевой зоны. Это переход на расчет в национальных валютах с нашими соседями. Это создание своей системы оценки рисков, со своими рейтинговыми агентствами. Это переход на внутренние источники финансирования нашей экономики. И, наконец, реальные меры по прекращению нелегального оттока капитала и по офшоризации нашей экономики. На сегодняшний день мы не можем нормально развиваться, когда 2/3 крупного российского бизнеса сидит в офшорах.

Им разрешали деньги вывозить законными, незаконными путями. Кончилось все теперь тем, что не только государство утратило контроль за своей финансовой системой, но и сами наши бизнесмены оказались в ситуации, когда они не контролируют и не понимают, что происходит. И решения принимаются за них и за счет их.

Поэтому необходимо реализовать наконец тот призыв, с которым президент обратился в Федеральному собранию по деофшоризации нашей экономики.

Деньги, которые уходят в офшоры, они, как правило, являются источником финансирования львиной доли так называемых иностранных инвестиций, которые к нам приходят. Так уж получилось, что российский крупный капитал прячет от собственного государства. Ведет свой бизнес через офшоры, в том числе по операциям внутри России. Операции по купле-продаже собственности, операции по привлечению кредитов делаются во многом через офшорные зоны. Поэтому необходимо разрушение офшорного механизма, который является абсолютным злом, что бы вам ни говорили, что офшоры для чего-то полезного нужны, я могу утверждать, что нет ни одного аргумента в пользу офшоров.

Во всяком случае, с точки зрения интереса государства. Это абсолютное зло, с которым нужно было бороться. Но в силу того, что время упущено и сегодня мы оказываемся в ситуации, когда практически все операции крупного бизнеса проходят через офшоры, одномоментно разрубить этот механизм — значит остановить весь воспроизводственный процесс. Поэтому здесь не нужны резкие движения. Нужно постараться найти пути урегулирования кипрской долговой проблемы, предотвращение дефолта Кипра, который, как лавина, затем повлечёт целую цепочку дефолтов и в Европе, и у нас. И, извлекая уроки из этой истории, начать постепенный, но в то же время достаточно энергичный процесс деофшоризации нашей экономики, вырабатывая меры вместе с бизнесом того, как это лучше сделать.

Сергей Глазьев

ИСТОЧНИК: business-gazeta.ru