Нурлан Алдабергенов, министр: Таможенный союз демонстрирует выгоды для казахстанских потребителей и производителей
По мнению министра по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлана АЛДАБЕРГЕНОВА, Таможенный союз демонстрирует выгоды для казахстанских потребителей и производителей. – Нурлан Шадибекович, расширение рынка влечет за собой усиление конкуренции. Являясь наднациональным органом, какие задачи ставит перед собой Евразийская экономическая комиссия в целях формирования на территории ТС единой конкурентной политики, гарантирующей равные условия торговли для всех участников?
– Одним из приоритетов в этой работе является формирование единой конкурентной политики, включающее в себя такие направления, как антимонопольное и ценовое регулирование, государственные и муниципальные закупки.
(…)
Для того чтобы отечественные производители не натолкнулись на неправомерные действия монополистов России и Беларуси, наши специалисты досконально изучают нормативно-правовую базу всех стран – участниц ТС, устанавливают правовые акты и положения, подлежащие сближению, то есть устраняют барьеры. Это касается лицензирования, стоимости транспортных услуг и электроэнергии.
Работу в области гармонизации законодательства трех стран в сфере конкурентной политики мы планируем завершить до июля следующего года. Позднее, в сентябре-октябре, на Высшем экономическом совете с участием глав трех государств зафиксируется факт гармонизированной правовой базы. После чего комиссия начнет самостоятельно расследовать и пресекать факты злоупотребления доминирующим положением, недобросовестной конкуренции и создания картелей. До конца текущего года коллегия должна принять ряд единых для трех стран нормативно-правовых документов, необходимых для соблюдения единых правил конкуренции на трансграничных рынках. – Можно ли сказать, что за основу документов, принимаемых в рамках формирования единой конкурентной политики, берется антимонопольное законодательство одной из стран – участниц Таможенного союза?
– Антимонопольное законодательство всех стран Единого экономического пространства отвечает требованиям сегодняшнего дня. Нельзя сказать, что за основу мы берем опыт какой-то одной страны. Практика всех трех государств очень важна в процессе гармонизации законодательства, которое впоследствии устранит барьеры внутри ТС. Венцом этой работы призван стать Модельный закон о конкуренции, который мы планируем принять к июлю следующего года. К слову, нередко мы используем и зарубежный опыт.
(…) – В государственном ценовом регулировании Казахстана, России и Беларуси имеются ли серьезные различия?
– Не сказать, что различия существенны, но есть разница в методологии расчета тарифов субъектов естественных монополий (СЕМ) Казахстана и России. В нашей стране расчеты тарифов построены на принципе ограниченности затрат. Допустим, монополист был оштрафован или у него есть безнадежные долги. Эти расходы в тариф не включаются – почему потребитель должен платить за неэффективную работу предприятия или финансировать его на социальную сферу. Кроме того, при утверждении тарифов СЕМ в первую очередь принимаются во внимание инвестиционные программы монополиста, стремление к модернизации активов, эффективному менеджменту.
В России, к примеру, эти факторы при формировании тарифов не в полной мере учитываются. Таким образом, задача нашей коллегии заключается в гармонизации подходов к тарифообразованию. Это дает нам право в условиях Единого экономического пространства добиваться снижения тарифов российских субъектов естественных монополий для казахстанских производителей.
(…) – Каковы сегодня показатели торговли между государствами Единого экономического пространства? Оправдываются ли прогнозы роста товарооборота?
– В прошлом году взаимный товарооборот между странами Таможенного союза увеличился на 32%. В I квартале 2012 года объем взаимной торговли составил 16,3 миллиарда долларов. Что касается непосредственного товарооборота Казахстана с Россией и Беларусью, то за прошлый год он увеличился на 22%, товарооборот нашей страны с РФ – на 24%. После создания Таможенного союза производители наших стран получили самую большую выгоду – это расширение рынка, и в первую очередь – возможностей реализации и сбыта. Представьте, или у казахстанского бизнеса отечественный рынок в 16 миллионов покупателей, либо к ним добавляется Россия (142 миллиона) и Беларусь (9,5 миллиона). – Что выиграют с созданием Таможенного союза казахстанские потребители?
– Увеличение ассортимента продукции, снижение цен и повышение качества производимого товара. Это закон свободной конкуренции, которому подчиняется торговля во всем мире.
(…)
Таким образом, создание наднационального органа в области конкурентной политики дает возможность контролировать деятельность монополистов, работающих на трансграничных рынках, и пресекать возможные злоупотребления.