Пространство будущего Евразийского союза является выходом на крупнейшие мировые рынки
Пространство будущего Евразийского союза является естественным коридором транспортного сообщения по линиям «Север – Юг» и «Восток – Запад», обеспечивающим выход на крупнейшие мировые рынки
Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота назвал транзитный потенциал недоиспользованным ресурсом наших стран. И здесь, по его словам, все зависит от взаимодействия трех государств. Создание международной трассы Западный Китай – Западная Европа через Казахстан, Россию и Беларусь – крайне важный проект. Ведь транзит – это постоянно восполняемый экономический потенциал.
Группа ученых под руководством директора Института социально-политических исследований академика РАН Геннадия Осипова разработала план мегапроекта «Интегральная евразийская транспортная система» (ИЕТС), предполагающего объединение в единую сеть евразийских транспортных путей и современных средств связи.
Ядром ИЕТС должна стать скоростная комплексная магистраль, соединяющая порты Приморья с западной границей Беларуси. Магистраль должна включать в себя железнодорожный комплекс, современную автотрассу и линию оптоволоконной связи. Для этого нужно будет проложить 47 тысяч км железнодорожных и автомобильных путей и 23 тысячи км оптоволоконного кабеля. Оснащение системы телекоммуникационной связью позволит создать на транспортных терминалах логистические центры, регулирующие процесс доставки грузов с максимальной скоростью и надежностью. Это также обеспечит трафик больших объемов информации между Западом и Востоком и одновременно послужит созданию современной информационной инфраструктуры в азиатской части России.
В настоящее время регион, включающий Японию, Китай, Юго-Восточную Азию, остро нуждается в канале быстрого товарообмена с Западной Европой. Сейчас основные транспортные потоки направлены через Суэцкий канал, пропускная способность которого ограничена. Обеспечить растущий товарооборот можно только новыми коридорами по суше с мультимодальными перевозками. Сегодня доставка одного контейнера из ЮВА в Западную Европу стоит 3000 долларов при сроке доставки 30– 40 дней. При доставке по территории России от порта Восточный к границе Западной Европы это займет менее 13 суток и будет стоить 1600 долларов. Таким образом, будет втрое увеличена скорость доставки и почти вдвое снижена себестоимость. В дальней перспективе – продление трассы через Чукотку, тоннель под Беринговым проливом в Северную Америку. Согласно расчетам, магистраль сможет обеспечить примерно 15% общего грузопотока в сообщениях Европа – Азия, а в перспективе также Европа – Азия – Америка. В долгосрочной перспективе этот проект может дать от 15 до 18 млн новых рабочих мест не только в России, Беларуси и Казахстане, но и в других странах СНГ.
Все… инвесторы будут в гости к нам
Из выступления Президента РФ Владимира Путина на 16-м Международном петербургском экономическом форуме: – Мы готовы предоставить инвесторам не только новое качество финансовой, транспортной, энергетической инфраструктуры – по сути, сейчас создается принципиально новый евразийский рынок с новой конфигурацией и гигантскими перспективами. Россия продвигает беспрецедентные по темпам и масштабам интеграционные проекты на евразийском пространстве. Интеграцию мы рассматриваем как важнейший источник развития и роста.
Россия, Казахстан и Беларусь уже работают в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, которые объединяют 170 миллионов человек, причем с высоким уровнем образования, профессиональной компетенцией и растущими доходами. В рамках «тройки» – Россия, Беларусь и Казахстан – мы идем к более тесной интеграции.
Впервые на постсоветском пространстве заработал реальный наднациональный орган, обладающий управленческими полномочиями, – Евразийская экономическая комиссия. Планируется передать комиссии функции координации макроэкономической политики, технического регулирования, а также мер в области конкуренции и естественных монополий. Рассчитываем, что качество решений в этих сферах значительно повысится, а бизнес, как отечественный, так и иностранный, ощутит преимущества от интеграции на всем евразийском пространстве.
Интеграционное объединение XXI века
Из выступления Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Беларусь 2 июля 2012 года:
– Многие полагают, что, создавая Евразийский союз, политики наших стран ориентированы в прошлое… В этом же ряду стоят рассуждения о том, что новое евразийское объединение якобы стремится стать каким-то агрессивным центром силы, будет кому-то противовесом, заслоном или еще чем-нибудь в таком роде.
На самом деле все сторонники этого объединения вдохновляются совершенно иными идеями.
Посмотрите на огромный континент Евразии. На Западе и Востоке формируются два мощнейших экономических полюса – Евросоюз и Восточноазиатский регион, включающий две колоссальные страны – Китай и Японию.
Как будто бы сама география диктует нам, чтобы между полюсами появились связующие звенья, а лучше звено. И поэтому единое евразийское пространство – это мощный, глобальный, но только первый шаг.
Оно формируется нами не для создания закрытого рынка, не для противостояния кому-либо, не для изоляции, а для дальнейшей интеграции с Евросоюзом на Западе и динамичными азиатскими экономиками на Востоке.
И именно это принципиально отличает новый евразийский проект от известных исторических аналогий… Он создается не как новое издание старых империй, а как интеграционное объединение XXI века.
Европа? Азия? Евразийский союз!
Против необоснованного противопоставления европейского и евразийского векторов развития высказался спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин, посетивший Беларусь в конце июня. Европейское часто трактуется как антиевразийское. Это проявляется, в частности, в нескрываемой боязни отдельных стран, что вхождение в Таможенный союз, Единое экономическое пространство поставит их вне европейской интеграции.
«Европейский союз – это объединение стран, бедных природными ресурсами, тогда как Евразийский союз, в частности Россия, Казахстан, обладает огромными энергетическими и сырьевыми запасами», – отметил С. Нарышкин. Он уверен, что Евросоюз жизненно заинтересован в соединении своих технологий, финансов с природными богатствами, наукой, человеческим потенциалом Евразийского союза.
Участие Беларуси в Евразийском союзе «только усиливает ее европейскую ориентацию, делает ее вместе с Россией и Казахстаном равноправными, выгодными партнерами Евросоюза», – считает Председатель Госдумы РФ.
Кроме того, он заявил, что вступление России, Казахстана и Беларуси в ВТО не помешает созданию Евразийского союза. «Предстоящее вступление Российской Федерации, а затем Казахстана и Беларуси в ВТО нисколько не помешает евразийской интеграции». С. Нарышкин отметил, что на переговорах о вступлении во Всемирную торговую организацию правительства стран – членов Таможенного союза отстаивали общие интересы и «…не брали на себя какие-то повышенные обязательства по отношению к базовым нормам ВТО, как это сделали некоторые страны СНГ, стремившиеся любой ценой стать членами ВТО».
Александр ИЛЬИН