Вице-премьер Турции: ЕС осознанно проводит политику двойных стандартов

Турция1В Турции в последнее время все чаще звучат заявления политиков и предпринимателей по поводу привлекательности евразийского вектора интеграции. Своим мнением по этому поводу поделился вице-премьер турецкого кабинета Салих Капусуз, передает [do action=»link-news-1″/] со ссылкой на «Голос России».

— Министр экономики Турции Зафер Чаглаян высказался за пересмотр условий участия Анкары в Таможенном союзе Евросоюза. В качестве альтернативы Анкара рассматривает выход из европейского ТС и заключение вместо этого соглашения о свободной торговле. Ситуация действительно настолько серьёзна?

— Заявления нашего друга – министра экономики Зафера Чаглаяна – чрезвычайно важны. Я полностью поддерживаю эти заявления. Евросоюз, как всегда, проводит политику двойных стандартов. Турция является единственной страной-участницей ТС, не входящей в Евросоюз. Получается, что Турция, одобрившая все двусторонние соглашения с ТС, не участвует далее в механизме принятия решений и автоматически принимает соглашения о свободной торговле, которые ЕС заключает с третьими странами. Поэтому предприниматели тех стран, которые заключили с ЕС такие соглашения, пользуются таможенными льготами при экспорте их продукции в Турцию. Однако, когда турецкие предприниматели поставляют свою продукцию в эти страны, то в связи с тем, что Турция не является членом ЕС, они вынуждены проходить все стандартные процедуры. А при этом страны, заключившие договор с Евросоюзом, не идут на заключение двусторонних договоров с Турцией – им это уже не нужно.

Например, в течение последних 10 лет такие страны как ЮАР, Мексика и Алжир заключили с ЕС соглашения о свободной торговле. В 2012 году наш импорт из Мексики составил 867 млн. долл., в то время как экспорт – всего 206 млн. долл. У Алжира мы купили товаров на 2,6 млрд. долл., а экспортировали им на сумму 1,8 млрд. долл. У ЮАР мы купили товаров на 382 млн. долл., а продали им товаров на сумму 1,3 млн. долл. В отношении наших товаров эти страны применяют максимальные ставки таможенных платежей. Они же, при поставке своей продукции в нашу страну, напротив, пользуются льготными условиями.

Теперь же ЕС хочет заключить соглашения о свободной торговле с США и Японией. Проблем у нас от этого, понятно, прибавится. Наша торговля с Соединенными Штатами и без того носит крайне непропорциональный характер. Экспорт турецких товаров в США составляет 5,9 млрд. долл., а импорт американской продукции — уже на уровне 14,1 млрд. долл. Теперь же, после заключения этих соглашений о свободной торговле, дисбаланс, который и без того не в нашу пользу, может возрасти в несколько раз.

Поэтому, либо пусть будут пересмотрены условия ТС, такие как, например, создание безвизового режима, снятие квот, или же пусть внесут в соглашения пункт о том, что Турция является участницей этих соглашений. В противном случае, мы будем вынуждены выйти из ТС Евросоюза, и пусть они тогда заключают с нами соглашение о свободной торговле.

Безусловно, Турция извлекала определенную пользу от участия в ТС на протяжении 17 лет. Однако со временем процесс обернулся против нас. По промышленным товарам в отношении тех стран, с кем были заключены соглашения ЕС о свободной торговле, ставка нашей таможенной пошлины составляет 4,2 %, они же в отношении нашей продукции применяют ставку на уровне 40-50 %. ЕС осознанно использует это против нас. Мы не можем молча смотреть на это. И впредь не будем позволять им ущемлять наши права и интересы. Министр экономики в своем выступлении хотел подчеркнуть именно это. И, разумеется, Турция в ближайшее время примет соответствующие меры.

— В последнее время Турция все активнее и шире участвует в евразийских инициативах. Какую пользу вы видите в развитии этого направления сотрудничества?

— В начале 2000-х гг. Турция в своей внешней политике осуществила «евразийский прорыв» в развитии, прежде всего, турецко-российских отношений. Кстати, турецко-российское сотрудничество не должно ограничиваться только Евразией, это сотрудничество следует воспринимать в качестве площадки для выработки общей позиции по проблемам глобального масштаба. В 21-м столетии наши страны могут на совместной основе участвовать в процессах урегулирования важных международных проблем. Что касается Евразии как в широком, так и в узком смысле этого термина, то нет сомнения, что она будет главным перекрестком 21-го века. И в этом смысле нет ничего естественнее сотрудничества между Россией и Турцией, которое внесет большой позитивный вклад в развитие региона в целом.