На каком языке профессор В. Пинзеник рассуждает о правилах Таможенного союза?

ПинзеникИгра в карты «по-научному», или о том, на каком языке профессор В. Пинзеник рассуждает о правилах Таможенного союза.

На днях народный депутат Виктор Пинзеник в эфире одного из телеканалов высказал, на мой взгляд, несколько странных для учёного-экономиста суждений в отношении принципов работы Таможенного союза.

«Мало кто из присутствующих здесь в зале знает, что 40% доходов Государственного бюджета платит украинская таможня. Это НДС, это акциз, это импортная пошлина импортных товаров. В абсолютной сумме это 110 миллиардов гривен в год», – сказал  В. Пинзеник. – В случае вступления в ТС таможенная граница становится общей. Нет внутренних таможенных границ.  Это означает, что 110 миллиардов гривен не в украинский бюджет попадает, а попадает, извините, в «общак». Как потом распределяются эти средства? Конечно же, по-братски. Как это по-братски происходит, я приведу пример нынешнего Таможенного союза, который творят Россия, Казахстан и Белоруссия. 88% таможенных платежей поступают в РФ, 7,3% поступают в бюджет Казахстана , 4,7% – в бюджет Беларуси». Не моргнув глазом, изрёк он. Ну прям как на предвыборном митинге — там обычно за свои слова не отвечают.

Неужели действительно всё так и происходит в ТС? Вот над этим я и предлагаю поразмышлять. По всей видимости, заслуженный экономист Украины, доктор экономических наук, профессор Виктор Михайлович Пинзеник – не знаю, намеренно или случайно – смешал всё в кучу: импортная пошлина, НДС, акциз. Хотя, каждый из этих доходов поступает в бюджеты стран Таможенного союза по своему принципу.

Например, при уплате косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) налогоплательщики государств-членов ТС руководствуются национальным законодательством. Нормативно-правовые документы ТС не упраздняют взимания косвенных налогов в бюджеты государств-членов ТС и не противоречат общепринятому принципу однократности, исключающему двойное налогообложение: при экспорте –организации освобождаются от уплаты НДС (либо уплаченные суммы НДС подлежат возврату); при импорте – НДС подлежит уплате в бюджет государства-члена ТС (по месту регистрации налогоплательщика).

Коэффициенты распределения, о которых говорит В. Пинзеник, применяются только для доходов от взимания импортных пошлин. Установлены эти коэффициенты на основе данных таможенной статистики импорта государств-членов ТС. Коэффициенты распределения рассчитаны как средняя за 2007 и 2008 годы доля импорта,взвешенного по ставкам Единого таможенного тарифа, соответствующего государства в совокупном импорте государств-членов Таможенного союза.

Распределяя таким образом таможенные пошлины, никто никого обманывать не собирается. Все участники ТС сочли такое распределение справедливым, подписав «Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин».

При этом предусмотрен прозрачный механизм взаимного информирования участников ТС о фактически уплаченных и перечисленных в бюджет суммах ввозных таможенных пошлин. В целях реализации Соглашения на уровне глав правительств подписан Протокол о порядке обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин, который обеспечивает транспарентность всей информации для каждой из Сторон. Евразийской экономической комиссией на постоянной основе проводится анализ поступления ввозных таможенных пошлин и их распределения по бюджетам Сторон. По состоянию на 01.06.2012 года фактов нарушений, связанных с распределением и перечислением в бюджеты Сторон ввозных таможенных пошлин, не зафиксировано.

Согласно данным, поступившим от Республики Казахстан и Российской Федерации, объемы импортных пошлин, уплаченных в сентябре 2010 г.– сентябре 2011 г. за товары, которые были ввезены из стран дальнего зарубежья, по сравнению с объемами импортных пошлин, уплаченными в сентябре 2009 г. – сентябре 2010 г., увеличились в 2 раза и в 1,3 раза соответственно. Сальдо по взаиморасчетам по ввозным таможенным пошлинам между Сторонами за сентябрь 2010 г. – сентябрь 2011 г. сложилось положительным для Республики Беларусь – 290,7 млн долларов США и Республики Казахстан – 690,6 млн долларов США, отрицательным для Российской Федерации – 981,2 млн долларов США.(Кстати,немало интересной информации по этой теме можно найти на сайте Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru).

Что же так напугало известного учёного и депутата (бывшего в разное время министром экономики, финансов и даже вице-премьером), понять трудно.

Как видим, братские народы не ущемлены в ТС, они, в отличие от нас, двигаются в позитивном направлении. При вступлении Украины в Таможенный союз, распределение доходов от взимания импортных пошлин будет рассчитываться на основании уже апробированного механизма с учётом реальных сегодня поступлений в украинский бюджет.

Анализ текущей статистики внешней торговли стран ТС показывает, что в структуре импорта из третьих стран по сравнению с базовым периодом распределения потока импортных пошлин (2007 г.) не наблюдается существенных изменений (см. таблицу 1). Даже у Беларуси, где в 2011 г. отмечалась существенная девальвация курса национальной валюты, сохраняется стабильная доля импорта среди стран ТС. Возможно, некоторые потери несет Россия, чья доля в суммарных потоках импорта является наибольшей.

Если проанализировать динамику доли импорта Украины в совокупных объемах импорта России, Украины, Казахстана и Беларуси, то можно заметить, что она испытывает тенденцию к снижению по сравнению с уровнем 2006 – 2007 годов. Таким образом, если бы, например, Украина участвовала наряду с другими странами ТС в распределении совокупного потока  импортных пошлин, исходя из структуры базового периода (2007 года), то дополнительные поступления в Государственный бюджет нашей страны от импортных пошлин составили бы за первое полугодие 2012 года около 0,8 млрд долларов или 6,4 млрд гривен.

К тому же, если учесть, что уровень таможенной защиты в странах-членах ТС приблизительно вдвое выше, чем в Украине (результат «победоносного» вступления Украины в ВТО), то становится очевидным, что именно наша страна больше всего выиграет от снятия таможенных барьеров внутри ТС в случае полноценного членства. Пугая телезрителей мифическим «общаком» (странный термин в устах учёного-экономиста, присущий, скорее, опытному картёжнику), Виктор Михайлович ни слова не говорит о преимуществах участия Украины в ТС. Хотя мог бы, ведь серьёзные учёные проводят основательные исследования возможных экономических последствий того или иного геополитического выбора Украины. Примером может служить «Комплексная оценка макроэкономического эффекта различных форм глубокого экономического сотрудничества Украины со странами Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС»– совместный трудИнститута народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук и Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины.

Согласно результатам  исследований, в случае присоединении Украины к ТС, прирост экспорта украинских товаров в Российскую Федерацию (РФ) (без учета экспорта углеводородов) увеличится, по разным оценкам – на 4,6-8,8 млрд долларов. При этом в наибольшей мере вырастет стоимость поставок продукции машиностроения, удельный вес которой в структуре прироста составляет (в зависимости от варианта расчетов) 36-40%, и  металлургической промышленности  – 22-42%.

В случае отказа Украины от участия в ТС ожидается сокращение  экспорта в РФ (по минимальным оценкам на 1,4–1,9 млрд долларов). Согласно расчетам, только за счет одной меры – отмены в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) экспортных пошлин на углеводороды, экспортируемые из РФ в Украину, положительный прирост сальдо торгового баланса Украины составит 2,9 млрд долларов (за счет снижения стоимости ввозимых углеводородов). Если же по условиям ЕЭП и формирования единого энергетического рынка цена на природный газ, экспортируемый из РФ в Украину, будет снижена до 165 долларовм/куб., положительный прирост торгового сальдо Украины увеличится до 5,1 млрд долларов. Кроме того, эффект от отмены защитных мер во взаимной торговле оценивается в 0,5 млрддолларов, а снятие технических барьеров в торговле даст еще более 1 млрд. долларов.

Таков язык цифр и аргументов, базирующихся на основе объективного экономического анализа. Хотелось бы услышать и от наших профессоров адекватные аргументы в обсуждении судьбоносного для страны вопроса – выбора главного вектора экономической интеграции Украины на современном этапе.

В. Пинзеник в своём выступлении также заявил, что решения в ТС принимаются при доминировании России — еще один штамп с предвыборного митинга. Трудно сказать, свидетельствует ли данное высказывание о невежестве или же, мягко говоря, о желании ввести аудиторию в заблуждение. Чтобы снять все вопросы, достаточно изучить порядок принятия решений Евразийской комиссии. В частности, п. 32 гласит:«Если одно из государств-членов Таможенного союза не согласно с принимаемым решением, вопрос выносится Комиссией на рассмотрение Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств, который принимает решение консенсусом». И это весьма показательно на фоне ЕС, который  уверенно двигается к жёсткой централизации и отказу от консенсусного принципа принятия решений.

Возможно, не следовало бы уделять столько внимания высказываниям В. Пинзеника, но они интересны тем, что типичны для противников интеграции на постсоветском пространстве. Либо отсутствие аргументов, либо искажение фактов. Для любителя преферанса, каким слывет Виктор Михайлович, это вообще считается недопустимым. Получается, «хода нет – ходи с бубей»!

Владимир Воюш

ИСТОЧНИК:  ungu.org