Мнение: желание Украины «усидеть на двух стульях»
Российский визит президента Украины Виктора Януковича, состоявшийся 22 октября, вновь обнажил сотканную из противоречий сущность российско-украинских отношений. Да, обошлось без прорывов. Вся встреча украинского лидера с президентом России Владимиром Путиным – одна мощная и беспощадно красноречивая иллюстрация стагнации. «Надо бы сотрудничать больше», «Надо бы торговать лучше», «Надо бы снизить цену на газ», «Так, может, пора бы наконец и в Таможенный союз вступить?».
Собственно говоря, желание быть и с РФ, и с Западом, вечная попытка усидеть на двух стульях – это только иногда «умная многовекторная политика». А иногда – весомый заслон на пути развития экономики, преображения государства, явного улучшения жизни людей. Вот запутавшаяся в самой себе Украина, колеблющаяся от проекта гетмана Мазепы к проекту Богдана Хмельницкого и обратно, демонстрирует «прекрасный» пример печального регресса, обусловленного половинчатостью всего. И зашкаливающая либеральная дурь не помогает, но лишь усугубляет состояние больного. В стране деиндустриализация, обнищание, инфраструктурный коллапс – и чего в итоге? Выборы, перевыборы, дебаты, передебаты, коммунист Кискин (у него на плакатах девки с пояснением «Киски голосуют за Кискина»), госпожа Оксана Юринец (оную пиарят два гопника, призывая украинцев поддержать «нормальную бабу»). Кого-то еще удивляет, что ненависть в людях накапливается?
Потому что нельзя все время врать и воровать. Рассказывать жителям Запорожья про геноцид украинцев, например. Я люблю этот город, и особенно приятно ездить либо просто шагать по статной твердыне Днепрогэс. Данная гидроэлектростанция – одно из самых красивых, восхитительных сооружений, которое мне приходилось видеть в жизни. Построили за пять лет. Вручную перекрывая Днепр. Сейчас нет «страшного тоталитаризма», есть только прекрасная демократия и капитализм. В условиях коих новые запорожские мосты не могут построить более восьми лет.
Более того, сам город Запорожье с его великолепной сталинской архитектурой, с его превосходными промышленными гигантами вроде «Мотор Сич» (до сих пор почти все российские вертолеты летают на украинских моторах), с выросшим в 16 раз населением (где уж тут геноцид?) показывает, каких успехов русские и украинцы добивались, будучи вместе в одном государстве. Либо даже осознавая себя единым народом, коим являются со времен крещения славян в Днепре князем Владимиром.
И мы видим нынешнюю Россию, демонстрирующую все же несколько иные темпы, примеры реализации проектов развития. Для сравнения: при Путине ввели в эксплуатацию 11 мостов, превышающих в длину 2 километра. Больше, чем за всю предыдущую историю страны. Эта Россия запустила реинтеграцию постсоветского пространства, проект воссоединения великих пространств, именуемый Евразийским союзом. Давно и настойчиво зовет туда Украину. А та, будучи заложницей воли элит, олигархических кланов, балансирующих между Львовом и Донецком политиков, – противится.
И плевать, что у украинского авиапрома 60% комплектующих – российские. Плевать, что рынок сбыта украинского сельского хозяйства – Россия. Плевать, что украинские химическая промышленность и металлургия будут рентабельны в случае получения дешевых российских энергоресурсов. Плевать, что экономические цепочки, порушенные 1991 годом, вполне можно восстановить. Беспошлинная торговля, Единое экономическое пространство как раз такой исход подразумевают.
Но нет. Лучше занимать половинчатую позицию. Говорить про братские связи, а параллельно не иметь ничего против присвоения Львовскому аэропорту имени Степана Бандеры. Говорить про углубление связей с Таможенным союзом, а параллельно все так же продвигать какие-то экономические ассоциации с ЕС, где Украина несет огромные риски. Европа выдвинула 80 000 условий для украинских товаров, и никогда украинское государство их не выполнит.
Так вот, украинцы, страдающие от безработицы, от роста тарифов, от немалой инфляции, от многолетнего политического цирка, в частных беседах всегда выражают надежду на приход порядка. Хотя с местными политиками у них такая идея не особо ассоциируется. Разочарование, накрывшее и «оранжевых», и «синих», лишь нарастает. Рейтинги Партии регионов стремительно проваливались даже в традиционных восточных регионах ее поддержки. Возможно, данный сигнал – как раз последний звоночек, сообщающий о необходимости определяться стратегически.
Последний приезд Януковича не принес ничего нового. Прежние проблемы есть, и они так же остры. Позитивная динамика по флоту или в языковом вопросе пока имеет вид тех же половинчатых мер, когда сохраняется масса зацепок, чтобы отыграть назад. Оставить след в истории Янукович и здоровая часть его окружения смогут в том случае, если Украина, понимая, какую третьесортную роль ей приготовила Европа, вспомнит о корнях, о наиболее вдохновляющих моментах исторического величия, после чего возьмет курс на Евразийский союз. В нем есть место не только России, Беларуси, Казахстану. А всем, кто готов преодолевать ошибки прошлого. Украинцы подобный шаг одобрят явно больше, чем метания первого лица, коммуниста Кискина и Оксану Юринец.
Владимир Лешуков, эксперт Научно-образовательного центра сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета
ИСТОЧНИК: Взгляд