Политолог Сергей Михеев: Концепция монополярного мира ущербна

Сергей Михеев1Владимир Путин, представляя новую «Концепцию внешней политики РФ», подчеркнул, что в ней учтён баланс сил в современном мире. Комментирует политолог Сергей Михеев.

– Представляя новую «Концепцию внешней политики» нашей страны, президент РФ заявил, что «основные принципы внешней политики Российской Федерации остаются неизменными». Это безусловно так. Россия не меняет принципы внешней политики, но вносит в их реализацию коррективы. В то же время можно говорить об определённой модернизации внешнеполитического курса, что связано, на мой взгляд, с возвращением Владимира Путина на пост главы государства.

В документе не случайно говорится о том, что «продолжают сокращаться возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике» и происходит рассредоточение мирового потенциала, смещение на Восток – в Азиатско-Тихоокеанский регион. В связи с этим Россия придаёт особое значение развитию отношений с Китаем и Индией.

Итак, фактически мы не считаем более Запад, – а если быть более конкретным, то именно США – нашим партнёром № 1. Сейчас очевидно, что концепция монополярного, западноцентричного мира ущербна. Она не имеет перспектив, поскольку настоящий мир движется по направлению к многополярности. Мы будем выбирать партнёров по всему миру, отказавшись от своего рода идеологических мантр, воспроизводимых Западом. Ничто не помешает нашему курсу на сближение со странами СНГ, формированию Евразийского экономического союза.

Немаловажным фактором для России остаётся развитие отношений с Европейским союзом. Это верно. Правда, я не считаю первостепенной задачей отмену визового режима с ЕС. Хотя для либеральной оппозиции этот момент имеет большое значение.

Американцы свои интересы распространили на весь мир, всю планету, подменяя международное право. Поэтому логично, что Россия выступает против милитаризации космоса, расширения НАТО и за реформирование ООН, но с учётом сохранения нынешнего статуса пяти постоянных членов Совета безопасности. Совершенно справедливо Москва заявляет о своём намерении «вести активную работу в целях противодействия введению односторонних экстерриториальных санкций США против российских юридических и физических лиц».

Мы не только отвергаем ориентацию на западо-центричный мир, но и «эксклюзивное» (на самом деле – монопольное) право Запада на применение «мягкой силы». Такая сила применялась им ничтоже сумняшеся на том основании, что он считал свои формы общественной жизни «самыми продвинутыми», цивилизованными. Впервые в подобном документе заявлено, что Россия не отказывается от применения «мягкой силы», так как внешнюю политику придётся проводить в нестабильном, постоянно меняющемся мире.

Речь не идёт о том, что Россия собирается осуществить поворот во внешней политике. Никто не собирается ссориться с США и Европой. Просто в концепцию внешней политики РФ вносятся давно назревшие коррективы.

ИСТОЧНИК: file-rf.ru