БРИКС и кибербезопасность: защита общего цифрового пространства

По данным Организации Объединенных Наций, количество кибератак в мире растет в среднем на 80 процентов ежегодно. Каждый день под угрозой – государственные структуры, промышленные объекты, энергетический сектор, сфера жилищно-коммунального хозяйства, транспортная отрасль, университеты, банки, магазины: едва ли не любая компания и организация потенциально находится в зоне риска.
Аналитики фиксируют тревожную тенденцию: для современных цифровых преступников, как правило, не существует границ – те, кто планирует и реализует нападения в интернете, используют современные технологии, наносят больший ущерб, чем ранее, и дольше остаются незамеченными.
Если взять региональный аспект, то, согласно информации из открытых источников, в первом квартале 2025 года кибератакам чаще подвергались государства Латинской Америки и Африканского континента.
Глобальная проблема цифровой безопасности требует коллективных решений и консолидации усилий по предотвращению киберугроз. Сотрудничество БРИКС по этой теме, как считают эксперты, становится примером для всего мира. Они отмечают определяющую роль объединения в формировании межгосударственного интернет-пространства, основанного на принципах виртуального суверенитета.
Многоликая киберпреступность
Национальный комитет по исследованию БРИКС приводит следующую статистику:
Впрочем, нельзя сказать, что тот или иной вид киберугроз актуален только для одного государства. Именно поэтому, вне зависимости от географического положения, размера территории, уровня экономического развития и численности населения, разные страны одинаково заинтересованы в разработке совместных подходов и их практическом применении.
В сентябре 2024 года (в период председательства России в объединении) на встрече с курирующими вопросы безопасности представителями БРИКС президент России Владимир Путин отметил создание специального электронного реестра для обмена данными о компьютерных атаках и инцидентах, а также то, что решение об учреждении совета «десятки» по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием доходов выходит на завершающую стадию согласования.
Россия: стать неприступной для преступников
Выступая с докладом в 2024 году на совещании по противодействию стран БРИКС цифровым правонарушениям, генеральный прокурор РФ Игорь Краснов рассказал о разработке российского программного обеспечения (ПО), которое помогает предотвратить криминальный оборот криптовалюты. Оно используется во время расследования уголовных дел, а также для финансового мониторинга. Помимо этого, сотрудникам правоохранительных органов открыт доступ к целому ряду отечественных информационно-аналитических ресурсов, что позволяет быстро получить необходимые данные, проанализировать их и оперативно принять меры: например, блокировать вывод активов за рубеж или не допустить рейдерский захват предприятия.
В эксклюзивном комментарии TV BRICS кандидат экономических наук Лилия Алеева подчеркнула, что сейчас Россия достаточно энергично и на разных уровнях выстраивает рабочие контакты с другими участниками БРИКС, реализуя многосторонние механизмы взаимодействия по вопросам цифровизации. По словам Алеевой, БРИКС открывает новые возможности для использования российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе тех, что применяются при подготовке кадров в сфере кибербезопасности.
Естественный путь Ирана и искусственный интеллект
Еще до вступления в БРИКС Исламская Республика Иран была озадачена тем, как наилучшим образом применить высокие технологии в противостоянии группировкам международных хакеров. Сегодня системы искусственного интеллекта дают возможность этой стране в сотни и тысячи раз эффективнее, чем только при участии человека, распознавать лица подозреваемых, собирать и оценивать информацию из социальных сетей, выявлять явные и скрытые коммуникации киберзлоумышленников друг с другом.
Знаковый проект иранских властей – Национальная информационная сеть. Разработкой интернета внутри интернета в республике занимались более десяти лет. Для борьбы с онлайн-преступностью в этой стране также была создана система идентификации Shahkar (пер. с фарси – «шедевр»), которая отслеживает отправителей и получателей данных через IP-адреса.
Это помогло уменьшить масштабы киберугроз, но не исключило их полностью. По данным аналитиков, основной прием цифровых мошенников при атаках на организации и частных лиц в Иране, как и во всем ближневосточном регионе, сейчас – вредоносное программное обеспечение (ПО).
В целом во всем мире наблюдается тенденция снижения доли DDoS-атак и роста онлайн-нападений, организованных методом социальной инженерии (использование манипуляции и психологических приемов вместо технических уязвимостей – чтобы заставить жертву совершить определенные действия). Это можно объяснить хактивизмом (стремлением обратить внимание общественности на социальные, политические и другие проблемы), а также финансовой мотивацией преступников: воровство конфиденциальной информации или шифрование данных компании есть шанс монетизировать, в отличие от вывода из строя веб-сайта или объектов инфраструктуры.
В эксклюзивном комментарии для TV BRICS политический обозреватель средств массовой информации Исламской Республики Иран Рухолла Модаббер сделал акцент на том, что правительство этой страны, после ее вступления в БРИКС, должно включить планы по кооперации в сфере кибербезопасности в свои национальные приоритеты, в результате чего Иран, благодаря партнерам по объединению, способен укрепить свой цифровой суверенитет.
Южная Африка: виртуальное – реально
ЮАР – страна с огромным потенциалом интенсивного развития, что не могло не повлечь за собой внедрение цифровых технологий. Их использование меняет общество, экономику, структуры управления, а также способы совершения сделок и общения между людьми. Новую жизнь Южной Африки необходимо регулировать на законодательном уровне. Нормативно-правовая база должна обеспечить безопасность республики, в том числе в таких сферах, как блокчейн и интернет вещей.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Михаил Хачатурян в эксклюзивном комментарии TV BRICS высказал мнение о том, что Южно-Африканская Республика сегодня обеспечивает кибербезопасность через законодательные меры, организационные структуры, технологии и международное сотрудничество. По его словам, цель – защитить компьютерные системы, сети, программы и данные, предотвратить инциденты цифровой преступности.
Эксперт считает, что стоит обратить внимание на следующие инициативы:
Как отметил Хачатурян, в числе успешных технологических решений (как на уровне государства, так и на уровне бизнеса) следует выделить:
Эксперт уверен, что грамотный подход южноафриканцев к формированию благоприятной цифровой среды заключается в планомерной работе на всех уровнях – национальном, региональном и международном. К примеру – участие страны в форуме AfricaCERT, который создал сообщество профильных специалистов Черного континента. Они знают, как правильно реагировать на инциденты, разрабатывают необходимые для этого инструменты и стандарты, взаимодействуют с чиновниками.
В свою очередь, научный сотрудник Дурбанского технологического университета (DUT) Ндивхухо Тшиковхи в эксклюзивном комментарии TV BRICS заявил, что в последние годы Южная Африка смогла достичь определенного прогресса в стремлении к цифровой независимости. Так, в соответствии с Национальной стратегией кибербезопасности (2015) и Законом о киберпреступлениях (2020) были созданы:
Также, по словам эксперта, при Совете республики по научным и промышленным исследованиям (CSIR) есть Виртуальный центр мониторинга и Система раннего предупреждения интернет-преступлений.
По оценкам Тшиковхи, в БРИКС Южная Африка в настоящее время проявляет большой интерес к совместным учениям и платформам кибердипломатии, в частности, через механизмы сотрудничества в формате Юг-Юг (обмен ресурсами, технологиями и знаниями между странами Глобального Юга).
Власти республики убеждены, что для результативной борьбы с хакерскими группировками, действующими в иностранных юрисдикциях, необходимо международное сотрудничество, договоры об экстрадиции, а также тонкий подход к сбору и сохранению цифровых доказательств. При этом в приоритете для ЮАР остается уважение к частной жизни и защита прав человека – даже в эпоху стремительных инноваций.
БРИКС и ООН: единство взглядов
На XVII саммите БРИКС лидеры объединения выступили за то, чтобы принять Конвенцию Организации Объединенных Наций против киберпреступности – первый в истории универсальный международный договор в области информационной безопасности. Работа над ним велась в течение пяти лет. Документ нацелен на борьбу с несанкционированным доступом к электронным данным и их незаконным перехватом; подлогом, хищением или мошенничеством; отмыванием доходов от противоправных деяний; сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних и надругательством над ними, распространением детской порнографии, а также на поддержку и защиту жертв киберзлодеев.
«Мы отмечаем важный вклад стран БРИКС в принятие Конвенции с момента внесения предложения о ее разработке. Мы призываем все государства подписать Конвенцию при первой возможности – в Ханое в 2025 году – и ратифицировать ее как можно скорее в соответствии с национальными законами, процедурами и процессами, чтобы обеспечить ее скорейшее вступление в силу», – говорится в итоговой декларации саммита.
Также в ней есть строчки про актуальность протокола к Конвенции, он должен охватить дополнительные составы преступлений: использование информационно-коммуникационных технологий в террористических и экстремистских целях, торговля наркотиками и оружием.
Источник: tvbrics.com