Долговые драмы единой Европы
В Мадриде граждане штурмуют парламент. Греки бастуют в масштабах всей страны. Через две недели МВФ, ЕЦБ и Еврогруппа должны представить доклад о выполнении Афинами бюджетных обязательств. Еврозона вступает в решающую стадию кризиса, отмечает большинство экспертов.
После летнего затишья в Европе вновь жарко. Однако дело не в климатических аномалиях. События в Мадриде, где разгневанные демонстранты воюют с полицией у здания парламента, ознаменовали новый виток европейской долговой драмы.
Испанцы недовольны радикальными сокращениями бюджетных расходов. В стране, где четверть населения безработные, уже открыто говорят о недоверии к любому правительству. Греция — главный «европейский больной» и enfant terrible в одном лице, вновь охвачена массовыми стачками. Рынки вновь лихорадит, ежедневно сообщается о снижении курса евро и о новых рекордах доходности тех или иных европейских облигаций.
Никто и не вспоминает о «достижениях» последнего саммита ЕС, о которых так радостно сообщали европейские лидеры, отметил политолог Василий Колташов:
«29 июня прошел саммит ЕС, где в том числе были приняты меры для кратковременного спасения Испании и рынки ожили. Сейчас видно, что эти меры ни к чему не привели. И что в Греции полный провал. Потому что проверка кредиторов выявила 20 миллиардов евро дефицит бюджета, который греческие власти признавать не хотят, но это объективная реальность».
Ситуацию в Греции усугубляют и скандалы в правительстве. Не успев прийти к власти, кабинет Антонио Самараса оказался в центре коррупционного скандала. Более 30 чиновников уличены в уклонении от уплаты налогов и в финансовых махинациях. И это на фоне громких заявлений о секвестре бюджета за счет госсектора и масштабном сокращении социальных программ.
Население продолжает бастовать, а Брюссель – наблюдать. Больше ничего не остается, главное, что в Афинах работает хоть какое–то правительство, которое ранее присягнуло исполнять все обязательства перед кредиторами. Но механизм экономии, как в случае и Испанией и другими кризисными странами, уже не работает. Сейчас нужно делать акцент на экономическом росте, считают эксперты.
При этом власти ЕС не готовы отказаться от однажды выбранной модели развития, подчеркнул Василий Колташов: «Проект европейской интеграции зашел в тупик. Начались деструктивные процессы. То есть неолиберальный проект нынешний ЕС предложить не может, там некому это делать. Здесь доминирует строго определенная экономическая доктрина, и в ее рамках используются в основном монетарные инструменты.
Пока еще есть определенный запас, еще можно напечатать какое-то количество евро и стабилизировать ситуацию с долгами. Но глубинные экономические проблемы все равно растут. На первом месте всегда стоит спрос, а он в Европе убивается на уровне госполитики».
За годы долгового кризиса европейские лидеры провели около двух десятков «саммитов спасения». По итогам встреч делались громкие заявления, которые лишь ненадолго обнадеживали инвесторов. Однако формально все договоренности так и оставались на бумаге. Таким образом, речь идет не столько об экономическом, сколько о политическом кризисе, отметил экономист Василий Солодков:
«Вроде бы власти еврозоны договорились, что создадут единый банковский надзор. Это, очевидно, надо было сделать и раньше. Но уходит в сторону второй вопрос — единая бюджетная политика. Потому что какой смысл в едином банковском надзоре без единой бюджетной политики, когда различные страны могут тратить столько, сколько хотят, как это произошло в случае Греции. И здесь отсутствует экономическая проработка данного вопроса и политическое решение».
По мнению экспертов, сейчас речь идёт уже не только о судьбе валютного союза — на карту поставлено будущее всего «европейского проекта». Жители Германии, Финляндии и других стран еврозоны все активнее заявляют, что не намерены оплачивать долги «бедных южан». Почти половина немцев считает, что без Евросоюза и тем более еврозоны их жизнь была бы гораздо легче — таковы данные последних опросов.
На идейном уровне распад валютного союза уже не воспринимается как катастрофа. За последние месяцы разные государства успели подготовить планы выхода из валютного союза – хоть официально это старались и не афишировать. Однако как это ни парадоксально, европейцам пока выгодно держаться вместе, считает экономист Екатерина Кузнецова:
«Европа — это ведь не только и не столько евро. Прежде всего, это общая экономика и общий таможенный союз, который существует больше сорока лет. Это и единая антимонопольная политика, и общий рынок. Экономика каждой отдельной европейской страны примерно на 75 процентов замкнута на экономиках соседних европейских государств. И говорить о конце проекта «Единая Европа», конечно же, не приходится. По отдельности страны Европейского союза неконкурентоспособны в глобальной экономике».
Однако развитие кризиса может уничтожить и существующее статус-кво. Неспособность европейских властей реагировать должным образом обходится единой Европе слишком дорого. Пока же лидеры ЕС готовятся к очередному саммиту – он пройдет в середине октября.
ИСТОЧНИК: ГОЛОС РОССИИ