Мнение: Другая свобода, или пару слов о СМИ

527503

Молдова — одна из немногих стран Восточного партнерства с Евросоюзом и республик-участниц СНГ, в которой отсутствует какая бы то ни была поддержка прессы со стороны государства. И единственная в этих регионах страна, прессу которой напрямую финансирует другое государство.

Основной темой очередного форума Всемирной ассоциации русскоязычной прессы стали вопросы сохранения и развития за рубежом русского языка и русскоязычной прессы. Представители 54 стран свою четырнадцатую по счету встречу провели в Италии. Такова традиция ассоциации: каждый год встречаться в разных странах. Это дает возможность лучше узнать положение дел в среде соотечественников и оценить интерес к ней со стороны остальной части общества.

14-й форум ВАРП приветствовали президент итальянского Института Лермонтова Кармене Дзэкария, гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова, вице-президент Европарламента Питемио, мэр принимавшего варповцев города Неаполя Луиджи де Маджистрис, председатель Совета правления провинции Неаполь Луиджи Исполи, кардинал Неаполя Веченцио Сэппе. Все переезды и встречи участников форума проходили в доброжелательной и гостеприимной обстановке. В очередной раз 200 членов ассоциации и инициатор ВАРП — российское информационное агентство ИТАР ТАСС, имели возможность убедиться, что интерес к людям, работающим с русским словом в сфере информации, чрезвычайно высок, а уровень приемов подтверждал уважительное отношение к журналистике и журналистам.

Вынесенная в заглавие нынешнего форума тема предполагала обмен опытом в области продвижения и продаж газет и журналов, расширения аудитории интернет-изданий, а также телевидения и радио. Однако в ходе обсуждения была озвучена проблема, которая придала сессиям более острое звучание. Оказалось, что в ряде стран развитие СМИ затруднено не столько нехваткой бизнес-навыков у их руководителей, сколько политикой государств, в которых они работают. И пример Молдовы оказался самым показательным.

Как выяснилось, в подавляющем большинстве стран бывшего соцлагеря поддержка национальных меньшинств, в том числе СМИ, работающих на языках нацменьшинств, входит в число приоритетов внутренней политики. Например, в Словакии Международное радио, вещающее на русском, полностью существует на государственные дотации. Как отметила его руководитель Елена Артемина, даже когда вещание на коротких волнах, позволяющее охватывать весь мир, подорожало, правительство Словакии не отказалось от предоставления помощи, и благодаря этому местные радийщики сохранили своих многочисленных слушателей, переведя вещание на FM-волны и в Интернет.

«Задача русской секции — рассказывать о Словакии, поддерживать русский язык и способствовать решению проблем, возникающих в русской диаспоре», — пояснила Е. Артемина. Судя по вниманию словацких властей к Международному радио этой страны, задача эта важна и для государства.

В Казахстане, где русскоязычная аудитория превышает три миллиона, и работающие на нее СМИ развиваются довольно успешно, государство также ежегодно выделяет деньги на прессу. В этой стране власть и СМИ сотрудничают по ряду направлений, как клиент и исполнитель услуг. Такой подход позволяет властям разъяснять и продвигать свои политики в различных областях, а потребителю информационных услуг — читателю или зрителю — лучше понимать планы и действия властей и сообщать им свои выводы и претензии.

В Азербайджане выбрали другой подход. При президенте страны существует служба, которая изучает состояние прессы, и если выявляет проблемы, сообщает о них главе государства, а тот в свою очередь просит правительство оказать содействие газетам, сталкивающимся с трудностями. «Это не обязывает СМИ обслуживать власть, — поясняет гендиректор телеграфного агентства АзерТадж Аслан Асланов. — Это дает им возможность не зависеть от своих проблем, а значит, увереннее проводить свою редакционную политику, в том числе выступать с критикой в адрес власти». К слову, потребителями информации на русском языке в Азербайджане остаются почти миллион человек

Молдавским журналистам — членам ВАРП, не довелось рассказать о сотрудничестве с государством. Такой практики в нашей стране попросту нет. Более того, государство всячески усложняет деятельность русскоязычных СМИ. Например, оставляя незаполненными русскоязычные версии своих сайтов или устанавливая непомерно высокие тарифы на услуги государственного распространителя прессы. В такой ситуации более уверенно себя чувствуют те СМИ, которые финансируются или получают поддержку от партий, и как следствие, работают на электоральные задачи политиков, а не в целях объективного информирования и поддержки своего читателя, зачастую страдающего от политических экспериментов.

Есть еще одно следствие такой ситуации, которую в Молдове отказываются трезво оценивать. Потребители информации о Молдове в других странах не имеют цельной картины нашей страны. Те, кто читают по-русски, знают о Молдове одно, а те, кто по-румынски или по-английски — другое. Это, конечно, дает возможность увидеть весь спектр противоречий молдавской действительности тем, кто имеет возможность сопоставить эту информацию, например, посольствам или спецслужбам, но не прибавляет перспектив развитию страны — например, бизнесмена такая ситуация вряд ли убедит в надежности инвестиций в Молдову.

В Молдове сейчас проводится целая череда реформ, но ни одна из программ реформирования не представлена жителям страны в подробностях. Государство ограничивается размещением концепций на сайтах и там же их обсуждает. Но обычные граждане в этих дискуссиях не участвуют — уровень информатизации в нашей стране не превышает 30%, а большинство пользователей Интернета — молодые люди, лишь мизерная часть которых интересуется подобными вопросами. Чтобы получить отзыв от основных налогоплательщиков, государство должно дать им полноценный доступ к информации через прессу. Но подобное пока в планы власти не входит. Она предпочитает заниматься персональным пиаром, давая толкования отдельным, наиболее выгодным для себя, частям своих инициатив. Не удивительно, что население мало понимает, чем занимается госадминистрация, и, как показывают соцопросы, катастрофически ей не доверяет.

Природа не приемлет пустоты. Там, где не работает наше государство, вполне преуспевает другое. По данным сайта правительства Румынии, при котором действует Департамент по связям с румынской диаспорой, 25 молдавских СМИ и общественных организаций, занятых в сфере журналистики, пользуются поддержкой соседнего государства. Эта поддержка выделяется бесперебойно и ежегодно увеличивается. Естественно, что цель такого финансирования вовсе не единственное намерение сделать наши работающие на румынском языке сайты и газеты более современными и бизнес-успешными. Это часть политической работы Румынии в нашей стране, успешно освоившей американскую практику «покорения душ и сердец», придуманную во времена холодной войны.

И в этом плане Молдова — пример уникальный. Такого в мире больше нигде нет. По сути, можно говорить о сотрудничестве части молдавской прессы с государством, только не с тем, в котором она работает. Стоит ли удивляться, что к прессе все реже относятся, как к четвертой власти.

Еще более цинично звучат в таком контексте заявления нынешней власти о том, что одним из завоеваний последнего времени стала свобода прессы. Скорее всего, она вкладывает в это понятие совершенно иной смысл. Тот, который полностью освобождает ее от ответственности перед жителями страны. Мол, дудите что хотите, нам все равно. Критика власти в газете расценивается исключительно как проявление злонамеренности и скрытых симпатий к прошлой власти. А то, что она отражает мнение многих людей, ежедневно направляющих в редакции письма и обрывающих телефоны в надежде достучаться до своих правителей, в расчет не принимается.

ИСТОЧНИК: vedomosti.md