Евразийский Союз – перспективный и выгодный проект интеграции евразийских народов

shapovalov211108_2У нас в Молдове многие политики и прорумынские средства массовой информации идею объединения бывших стран СНГ в Евразийский Союз часто называют реализацией имперских амбиций руководства России.

Хотя, как правило, любая  интеграция опирается на ранее когда-то существовавшую общность, свою основу. У государств – членов СНГ основа  достаточно близкая — Советский Союз. Но на самом деле до него были Российская империя, Золотая Орда, Великий скифский союз. На этом пространстве всегда что-то «единое» было. Та же история в Европе. Там тоже была Римская империя, империя Карла Великого, которая рухнула несколько сотен лет назад и была поделена на три части. Первая шестерка стран ЕЭС, по сути дела, — точь-в-точь империя Карла Великого. Поэтому имперские переклички интеграционных объединений никого не должны пугать.

И всё же, учитывая актуальность темы не только для политиков, но и для всего молдавского общества, следует  разобраться в том, а что же такое Евразийский Союз о котором говорят всё чаще и громче. Какова история идеи евразийской интеграции, кто из стран СНГ  и почему уже поддержал эту инициативу? А самое  главное, попытаться хотя бы в общих чертах разобраться в том, а что может дать евразийская интеграция народам бывшего СССР?

1. История проекта Евразийского Союза

Впервые о необходимости создания Евразийского Союза писали ещё в 20-х — 30-х гг. XX-го века известные идеологи евразийства Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий и Г. В. Вернадский. Им это виделось как поэтапное превращение Советского Союза в Евразийский Союз, путем смены коммунистической идеологии на евразийскую.

 В связи с распадом ССС Р в конце XX века среди общественности и ряда политиков некоторых бывших советских республик возникла идея восстановления тесной интеграции. В начале XXI века идея постсоветской евразийской интеграции и новое евразийство заново получили широкое распространение, и наиболее известными её сторонниками и идеологами являются: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент России Владимир Путин, философы и политологи Александр Дугин, Александр Панарин, Сергей Гавров, киргизский писатель Чингиз Айтматов и многие другие.

Первым подобный детализированный проект Союза Советских Республик Европы и Азии — Европейско-Азиатского Союза был предложен ещё перед распадом СССР академиком А. Д. Сахаровым.

При распаде СССР другой проект создания конфедеративного Союза Суверенных Государств реализован не был, было создано только малоинтегрированное международное (межгосударственное) объединение Содружество Независимых Государств.

Согласно следующему детализированному проекту марта 1994 года президента Казахстана Нурсултана Назарбаева предполагалось, что вначале в Евразийский Союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могли присоединиться другие государства — Армения, Узбекистан, а также, возможно, самопровозглашённые постсоветские государства — Абхазия, Южная Осетия, Приднестрове, Нагорно-Карабахская Республика.

На рубеже XX и XXI веков Россия и Белоруссия создали сначала Сообщество, а затем Союзное государство, однако потребность в более широком таком Союзе осталась.

Процесс создания отраслевых интеграционных структур СНГ шёл динамично, однако проект Евразийского Союза оставался лишь на бумаге, пока в декабре 2010 года в него не вдохнули новую жизнь на саммите ЕврАзЭС. Осенью 2011 года проект Евразийского Союза получил новый толчок от публикации премьер-министром России Владимиром Путиным статьи «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» (2011). Путин, а вслед за ним и многие другие руководители  Российской Федерации  утверждали, что создание Евразийского Союза позволит России стать ещё одним мировым полюсом влияния.

Три предполагаемых первых члена-основателя Евразийского Союза, имеющие в СНГ самую высокую степень интеграции — Россия, Казахстан, Беларусь — завершили к 2010 году создание Таможенного союза, к 1 января 2012 Единого экономического пространства.

Субъектами Евразийского Союза также предполагаются члены других структур СНГ — ЕврАзЭСа, ОДКБ — Киргизия (о присоединении которой также к Таможенному союзу объявлено 19 октября 2011 года), Таджикистан (который сможет присоединиться к Таможенному союзу только после присоединения Киргизии ввиду отсутствия общих границ с его первыми тремя членами. Очень внимательно присматриваются к тому что происходит на территории Единого экономического пространства и на Украине.

2.Каким может быть потенциал Евразийского Союза ?

Итак, что такое Евразийский Союз? Фактически это проект конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством предполагаемого к созданию на базе союза нескольких государств и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ – ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза. Декларацию о создании Евразийского Союза подписали Россия, Белоруссия, Казахстан, кандидаты на членство: Армения, Киргизия, Таджикистан. Официальными языками являются русский, белорусский и казахский языки.

Территория—1-ая в мире-20 007 860кв.км. Население—7-е в мире- 169 170 106 человек (2012 г.).  Валовый внутренний продукт – 6-й в мире-2 720 трлн. долларов. Заявлено о начале формирования общих структур управления Евразийским Союзом и необходимости введения единой валюты.

Единое экономическое пространство сегодня это колоссальный рынок с громадным числом потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы. Принципиально важно, что ЕЭП базируется на согласованных действиях  в ключевых институциональных областях- в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. На единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах. Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых «трудовых квот» будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться. Кстати, в СССР — с его институтом прописки — подобной свободы не было. Широкие возможности открываются и для бизнеса. Это новые динамичные рынки, где будут действовать единые стандарты и требования к товарам и услугам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими. Это важно, поскольку сейчас участники ЕЭП переходят на современные технические регламенты, и согласованная политика позволит  избежать технологических разрывов, тривиальной несовместимости продукции. Более того, каждая из компаний этих стран в любом государстве — члене ЕЭП фактически будет пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам.

Естественно, чтобы закрепиться на таком открытом рынке, бизнесу предстоит работать над своей эффективностью, снижать издержки, вкладывать ресурсы в модернизацию. Потребители от этого только выиграют.

 Российские, казахстанские, белорусские бизнесмены получили право выбирать — в  какой из трех стран им регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов. Это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата. Словом, устранять те «узкие места» и пробелы, до которых прежде не доходили руки, совершенствовать законодательство в соответствии с  лучшей мировой и европейской практикой.

 В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений.  И в этом очевидное преимущество ЕЭП, позволяющее избежать ошибок, не допустить воспроизводства разного рода бюрократических навесов.

Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана.

Но участники ЕЭП решили не останавливаться на этом и ставят перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции — к Евразийскому союзу.

3. Каковы возможные перспективы и  контуры Евразийского Союза?

Во-первых, речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР, как об этом говорят различные недоброжелатели Евразийского проекта. Речь идёт о  тесной интеграции на новой ценностной, политической, экономической основе, которая является велением времени.

Предлагается модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП планируется перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз.

Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами — такими как ЕС, США, Китай, АТЭС — обеспечивать устойчивость глобального развития.

Во-вторых, Евразийский союз послужит своего рода центром дальнейших интеграционных процессов. То есть будет формироваться путем постепенного слияния существующих структур — Таможенного союза, Единого экономического пространства.

В-третьих,  Евразийский союз и Содружество Независимых Государств ни в коей мере не противопоставляются друг другу. У каждой из этих структур есть свое место и своя роль на постсоветском пространстве. Россия совместно с партнерами намерена активно работать над совершенствованием институтов Содружества, насыщением его практической повестки.

 Речь, прежде всего, идет о запуске в СНГ конкретных, понятных, привлекательных инициатив и совместных программ. Например, в сфере энергетики, транспорта, высоких технологий, социального развития. Большие перспективы у гуманитарного сотрудничества в науке, культуре, образовании, у взаимодействия в сфере регулирования рынков труда, создания цивилизованной среды для трудовой миграции. СНГ досталось большое наследство от Советского Союза — это и инфраструктура, и сложившаяся производственная специализация, и общее языковое, научно-культурное пространство. Совместно использовать этот ресурс для развития — в общих интересах всех государств, членов СНГ.

Предполагается, что экономической основой Содружества должен стать максимально либерализованный торговый режим. По инициативе России — в рамках ее председательства в СНГ в 2010 году — был подготовлен проект нового Договора о зоне свободной торговли, базирующийся, кстати, на принципах Всемирной торговой организации и нацеленный на полномасштабное снятие разного рода барьеров.

В-четвертых, Евразийский союз — это открытый проект. Руководители России, Белоруссии и Казахстана неоднократно заявляли о том, что приветствуют присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом никто не собирается кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами.

Кстати, Украина, Молдова и некоторые другие члены СНГ объясняют нежелание участвовать в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору.

На сегодняшний день это глубокое заблуждение так как члены Таможенного союза и Единого экономического пространства  не собираются ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов.

Еще в 2003 году Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. В развитие этой идеи россияне предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров. Эти предложения не повисли в воздухе — они детально обсуждаются.

Теперь участником диалога с ЕС стал Таможенный, а в дальнейшем и Евразийский союз. Таким образом, вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу.

Кроме того, экономически логичная и сбалансированная система партнерства Евразийского союза и ЕС способна создать реальные условия для изменения геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента и имела бы несомненный позитивный глобальный эффект.

 Два крупнейших объединения евразийского континента — Евросоюз и формирующийся Евразийский союз — основывая свое взаимодействие на правилах свободной торговли и совместимости систем регулирования, объективно, в том числе и через отношения с третьими странами и региональными структурами, способны распространить эти принципы на все пространство — от Атлантики до Тихого океана. На пространство, которое будет гармоничным по своей экономической природе, но полицентричным с точки зрения конкретных механизмов и управленческих решений.

 Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана уже начал переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли. В повестке форума АТЭС, который пройдет в 2012 году во Владивостоке, важное место займут темы либерализации торговли, снятия барьеров на пути экономического сотрудничества. Причем Россия будет продвигать общую, согласованную позицию всех участников Таможенного союза и ЕЭП.

Таким образом, Евразийский интеграционный проект открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества. Такое объединение усилий позволит Евразийскому Союзу не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего.

Создание Евразийского союза, эффективная интеграция — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе  страны СНГ способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания.

Шаповалов Борис Историк, политолог-социолог, доктор философии, директор Фонда «Содружество»

http://ava.md/projects/eurasian