Интересы США угрожают стабильности ЦентрАзии. Кто разжигает приграничные и межэтнические конфликты в регионе?
Более 20 лет назад Советский Союз окончательно распался. Официальный роспуск превратил 15 его частей-республик в отдельные самостоятельные независимые государства. Как ядро и основа СССР Россия унаследовала статус великой державы. Теперь во время правления Путина РФ стремится вернуть былые позиции ведущего геополитического игрока и арбитра. Так, полным ходом идет процесс создания Евразийского и Таможенного союзов. Но процессу этому стремятся активно помешать США – о чем было открыто и агрессивно заявлено еще до отставки Хиллари Клинтон. США сами нацелены на центральноазиатский регион, где они намерены закрепиться любой ценой.
Чтобы не позволить республикам бывшего Союза войти в новые объединения, США решили тайно практиковать натравливание стран региона друг против друга.
В своей недавней статье «Кто создаст «империю» в Центральной Азии?» профессор Института Центральной Азии Синьцзянского университета Пань Чжипин отметил: «После российско-грузинского вооруженного конфликта в 2008 году Владимир Путин и Дмитрий Медведев заявили, что пространство СНГ, в том числе и Центральная Азия, является «территорией особых интересов» России. Успешно был создан Таможенный союз РФ, Беларуси и Казахстана. Кроме того, планируется к 2015 году сформировать альянс наподобие ЕС – «Евроазиатский союз». В связи с этим китайский эксперт задается вопросом: «Как можно говорить об историческом падении влияния России?»
По мнению же известного американского политолога Збигнева Бжезинского, список тех, кто захочет присоединиться к Евразийскому союзу не будет длинным. Он утверждает, что Казахстан, к примеру, и без этого очень хорошо маневрирует между Россией и Китаем и всем остальным миром. Узбекистан очень тверд в вопросах государственной независимости. Украинец Янукович и его спонсоры («банда», как характеризует их Бжезинский, хорошо осведомленный о нравах своих соотечественников) уже «отметили» свою территорию и не пустят чужих. Грузии придется выбирать между интересами России и США, поэтому и тут пока ничего не ясно.
Хотя «знаток России» Бжезинский и не стал перечислять все бывшие страны СНГ, он во многом прав: многие республики, избавившиеся от оков СССР, вряд ли снова готовы объединиться вокруг Кремля. Так что США прекрасно понимают: им надо еще больше обострить внутренние проблемы стран, чтобы им было не до объединения с Россией. Для достижения своих целей США пойдут на все, – вплоть до того, что посеет раздор между республиками СНГ. В нужный же момент Штаты будут предлагать свои «услуги» как одной, так и другой стороне конфликта, предлагая себя в качестве арбитра. И убеждая стороны, что им необходимо иметь на свои территориях военные базы «арбитра» – дабы их страны можно было «защитить» от новых конфликтов.
А что же может яблоком раздора? Какой действенный и безошибочный механизм существует? Все очень просто. После развала Союза почти во всех соседних республиках возникли территориальные и приграничные споры.
Давайте обратимся к истокам возникновения Советского Союза. В те годы Ленин и его последователи отлично понимали, что для управления порабощенными народами недостаточно просто силовых и административных методов. В 1923–1925 годах проходил процесс национально-территориального размежевания в Средней Азии, основным принципом которого стал процесс выделения титульных наций, чье название давалось новому национально-территориальному образованию. Но при этом титульные нации не составляли в «своих» республиках абсолютного большинство населения! А географическое определение границ новых советских республик носило условный характер и не учитывало исторически-культурных особенностей.
Это «топорное» национально-государственное размежевание, которое Центральная Азия неоднократно претерпевала и в дальнейшие годы существования СССР, стало причиной того, что регион вошел в сегодняшнюю фазу развития со множеством острых этнотерриториальных проблем. Речь идет о том, что на территории той или иной республики в качестве компактно проживающих меньшинств живут люди, относящиеся к титульным этносам других республик или же являющиеся сами по себе самостоятельным этносом.
Вот уже более ста лет остро стоит проблема Нагорного Карабаха. В течение 1920-1921гг. вопрос о принадлежности Нагорного Карабаха решался согласно текущим внешнеполитическим целям советского руководства. 30 ноября 1920 года Азревком своей декларацией признал Зангезур и Нахичевань частью Советской Армении и предоставил Нагорному Карабаху право на самоопределение. Решение карабахского вопроса в пользу Армении было подтверждено постановлением пленума Кавбюро ЦК РКП(б) от 3 июня 1921 года, однако окончательное решение было принято пленумом Кавбюро ЦК РКП(б), состоявшимся 5 июля того же года – «Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию». Существует мнение, что включение в состав советского Азербайджана региона, подавляющее большинство населения которого составляли армяне, могло быть обусловлено желанием большевистского руководства Советской России обеспечить политическое сближение с кемалистской Турцией.
Но наибольшее число территориальных противоречий в настоящее время существует на границах Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, между которыми в советский период была разделена территория «пороховой бочки» Центральной Азии – Ферганской долины. Наиболее застарелыми и напряженными в Центральной Азии являются территориальные противоречия между Узбекистаном и Таджикистаном. Как известно, сегодняшнее расселение таджиков и узбеков примерно на 50% не соответствует государственным границам Узбекистана и Таджикистана, не говоря уже о линиях исторического расселения двух этносов.
Проблемными являются и таджико-кыргызские территориальные противоречия, касающиеся без малого 70 спорных участков. И здесь делимитация границ далека от завершения; более того, до конца не ясны даже общие принципы этого процесса. Как по всей Центральной Азии, проблема чрезвычайно осложняется «анклавным фактором», поскольку множество кыргызов компактно проживает в Таджикистане и наоборот – в Кыргызстане имеются общины таджиков. В Кыргызстане находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тыс. кв. км. проживают более 20 тыс. человек, 95% которых являются таджиками, а 5% – кыргызами.
Не меньшей остротой характеризуются территориальные противоречия между Узбекистаном и Кыргызстаном. На границе между ними находится, по различным подсчетам, от 70 до 100 спорных участков, вследствие чего делимитация далека от завершения и в этом случае. При этом узбеки в Кыргызстане являются второй по численности национальностью, а в южных частях Кыргызстана они составляют свыше четверти населения страны. В Кыргызстане расположены два крупных узбекских анклава – Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тыс. человек, а на территории Узбекистана находится входящее в состав Кыргызстана село Барак с населением около 600 чел.
Вот вам и «слабые места», на которые и будут давить США. За последние двадцать лет есть немало примеров, когда этно-территориальные противоречия принимали вооруженную или политическую конфликтную форму. Достаточно вспомнить межэтнические столкновения 2010 года, Уже нет сомнений, что их спланировали США в отместку за то, что Кыргызстан скинул ненавистного народу, но очень устраивающего американцев Бакиева. Президент Атамбаев несколько раз высказывал твердую решимость убрать из Кыргызстана авиабазу США.
Так что можно не сомневаться: недавние события в анклаве Сох имеют те же корни, что и ошская трагедия. Только на этот раз амеровском агентам влияния не удалось довести дело до вооруженного столкновения и множественных жертв. Они явно рассчитывали, что кыргызские и узбекские пограничники, «защищая» своих «мирных» жителей, ввяжутся в перестрелку. Но этого не произошло.
Так или иначе во всех этих межэтнических и приграничных конфликтах прослеживается подчерк «кукольника», который скрыто манипулирует людьми как марионетками. Чтобы подчинить себе регион, США сделают все, – начиная от политического и экономического шантажа, вплоть до усугубления конфликтов и разжигания гражданской, а также межнациональной войны в центральноазиатских странах.
Анзор Сигаладзе
ИСТОЧНИК: centrasia.ru