Михаил Хазин: К заявлению G7: зачем они врут, что не будут печатать денег
«Поздравляю вас, гражданин, соврамши!» Эту бессмертную фразу можно сегодня применять и по отношению к объединению самых крупных (ну, почти, поскольку без Китая) экономик мира. Впрочем, по порядку.
Как нам сообщают информационные ленты, вчера министры финансов стран G7 обнародовали специальное заявление, направленное на ослабление напряженности вокруг проблемы обменных курсов. «Мы подтверждаем давнюю приверженность валютным курсам, определяемым рыночными силами», — говорится в заявлении. G7 пообещала, что бюджетная и денежно-кредитная политики, проводимые в семи соответствующих государствах, будут ориентироваться исключительно на внутренние задачи и не будут направлены на изменение валютных курсов.
Понятно, с чего эти ребята возбудились. Про валютные войны сегодня только ленивый не говорит, Евросоюз воет из-за повышения курса евро (там труднее заниматься эмиссией из-за межгосударственного управления ЕЦБ), президент Франции Франсуа Олланд даже не так давно призвал «несчастную» еврозону разработать политику контроля за обменным курсом евро, чтобы защитить единую валюту от «иррациональных колебаний». Япония, наоборот, активно снижает иену, что вызывает раздражение ее торговых партнеров. В общем, только Россия далека от этих телодвижений.
И вот в этой ситуации страны G7 делают свое заявление … Напомним, что после начала «острой» стадии кризиса, осенью 2008 года, такие заявления уже делались, только все их проигнорировали, кризис залили эмиссионными деньгами. Исключением были только российские либералы, которые рубль почти не девальвировали, в результате мы, из более или менее крупных стран, упали сильнее всех. Зато наш министр финансов, который и определял кредитно-денежную политику, в очередной раз получил ярлычок «самый лучший из …». Не помню уж из чего.
Сегодня ситуация отличается от той только одним – она сильно хуже. А потому – никто такие заявления не то, что не будет принимать всерьез, их просто проигнорируют. Политики обязаны спасать свой «средний» класс и если для этого нужно печатать деньги – то центробанки будут их печатать, нравится им это или нет. А им, конечно, не нравится. И потому, что это противоречит мантрам экономиксизма, и потому, что делает их заложниками ситуации. Поскольку экономика продолжает ухудшаться, а политики, как обычно, ни в чем не виноваты. И кто окажется виноватым, как вы думаете?
И вот тут банкиры и финансисты решили хоть как-то снять с себя ответственность. Разумеется, особо не получится – поскольку под решениями об эмиссии подписываются они, а не политики, от которых центробанки «независимы». Независимость, разумеется, относительная, попробовали бы они не печатать денег. Но когда дело дойдет до судов (а оно вполне может и дойти), то эта независимость еще выйдет им боком …
Впрочем, не исключено, что они это все говорят не своим, а чужим. Типа, туземцам. Вроде России. Которые, за очередную бирюльку (у нынешнего министра финансов еще, кажется, нет титула «лучший из …»?) сделают все, чтобы российской экономике было не просто плохо, а очень плохо. Для улучшения ситуации экономик других. Ничего личного – только бизнес. Вопрос только, наши-то почему молчат?
Есть и еще одна причина, по которой министры и центробанкиры могут говорить о необходимости соблюдать финансовую дисциплину, на деле ее грубо нарушая. Она, правда, несколько конспирологическая. Дело в том, что после распада мировой финансовой элиты нынешние руководители финансовых структур оказались в сложном положении – поскольку их старые программы теперь политическими властями не всегда приветствуются. В США, например. И они понимают, что рано или поздно их сменят. И куда идти? Только к своим, к международным финансистам. И для того, чтобы их приняли и дали приличную должность, нужно продолжать, хотя бы на словах, гнуть ту линию, которую власти уже не очень одобряют на деле, но пока не могут ругать на словах. Впрочем, эффекта все равно не будет.
Михаил Хазин
ИСТОЧНИК: odnako.org