Независимость в Евразийском союзе — или румынская провинция. Времени на враньё у молдавских коммунистов больше нет
Президент Молдавии Николай Тимофти не выполнил своего обещания объявить фамилию нового премьер-министра 5 апреля. Это значит, что политический кризисв республике продолжается. Основным парламентским силам, прежде всего, экс-участникам Альянса за европейскую интеграцию, так и не удалось договориться между собой, в итоге глава молдавского государства решил продлить переговорный процесс на неопределённое время.
Представители оппозиционных партий – коммунисты и социалисты — публично не участвуют в переговорном процессе, однако без кулуаров молдавская политика обходиться не умеет.
Дальнейшее развитие ситуации, впрочем, предположить сложно. В течение 45 дней со дня отставки последнего премьера (отставка Влада Филата была принята 8 марта) президент Тимофти так или иначе обязан предоставить на рассмотрение парламенту кандидатуру будущего премьера. Но если законодательный орган дважды отклонит выдвиженца от главы государства, Молдавию ожидают досрочные выборы.
Симптоматичным в данной ситуации выглядит то, что за последние 4 года Молдавия пережила 3 избирательных (парламентских) кампании, с осени 2009 по март 2012 года у неё не было президента, а следующие, очередные выборы должны состояться уже в 2014-м. Впрочем, если парламентариям и президенту не удастся договориться, «четвёртая» избирательная кампания рискует начаться уже завтра.
От того, как разрешится молдавский кризис, зависит – без шуток и преувеличений – судьба государства. Лица в данном случае не столь важны: речь прежде всего о внешнем выборе, который, кажется, Кишинёв сделает окончательно и бесповоротно. А выбор зависит от того, кто выйдет победителем из сложившейся ситуации и при каких условиях.
Альянс 3.0
Теоретически «Альянс за европейскую интеграцию» может быть восстановлен в третий раз (первый действовал с лета 2009 по осень 2010, второй развалился недавно). Однако действующие лица будут совершенно иными, так как никто уже не поддержит кандидатуру Влада Филата, кроме его собственной партии, равно как не поддержат и кандидатуры других лидеров «Альянса» – Михая Гимпу и Мариана Лупу.
Кто-то высказывается в пользу нейтральной фигуры, наподобие действующего президента Николая Тимофти, который не представляет ни одну из партий. Или, по крайней мере, в пользу члена той или иной партии «Альянса» при сбалансированном представительстве трёх политсил в правительстве.
Однако такой вариант совсем непрост.
Даже представители «Альянса» убедились в том, что вариант «технической» кандидатуры вроде Николая Тимофти, также в своё время избранного по этой схеме, не сработал: действующий президент так и не стал влиятельной политической фигурой, уступая по возможностям и лидерам парламентских партий, и лидерам оппозиции. Это ставит под угрозу контролируемость властью происходящего в стране (которая и так находится на крайне низком уровне), приведёт к введению открытого внешнего управления со стороны Бухареста, который не может не воспользоваться кризисом. Само собой, молдавские «князьки» из «Альянса» совсем не против поглощения своей страны Румынией, однако отказываться от автономного статуса явно не планируют.
Широкая коалиция
Новое правительство будет сформировано при участии Партии коммунистов (на данный момент – самая крупная в парламенте, насчитывает 34 человека из 101), причём в коалицию войдут как независимые депутаты, так и какая-то из партий экс-Альянса. Это могут быть как демократы, так и либерал-демократы, но точно не либералы, идеологические разногласия с которыми слишком велики.
Вероятно, что лидер коммунистов Воронин получит высокий пост в таком правительстве, возможно, даже премьерский, и деградация Молдавии как государства будет приостановлена. Одно лишь «но» – недавние заявления Воронина о том, что он, не задумываясь, подписал бы соглашение об Ассоциации с Европейским союзом, в то время как вопрос интеграции в Таможенный Союз должен рассматриваться на референдуме.
Следовательно, можно прийти к выводу: возвращение коммунистов во власть сегодня также полностью подконтрольно Брюсселю. Соответственно, ни о какой евразийской интеграции, которую так рьяно защищали коммунисты в течение двух последних лет, в условиях широкой коалиции не может идти и речи.
Грубо говоря, коммунисты рискуют в очередной раз сыграть в надувательство молдавского народа – в 2001-м, когда Воронин только пришёл к власти, левые тоже обещали интеграцию в Союзное Государство России и Белоруссии. Закончилось же всё это торговыми войнами с Россией, приднестровским кризисом, заискиванием перед Ющенко и Саакашвили и, в конце концов, прорумынской «революцией» в апреле 2009 года.
Евразийский шанс коммунистов
Наконец, досрочные выборы. Премьер так и не избран, президент объявляет о старте избирательной кампании, которая становятся апофеозом борьбы между румынской (европейской) и молдавской (евразийской) Молдавией. Естественно, коммунисты вынуждены использовать лозунг реинтеграции как основной, ведь именно политика беззаветного служения Брюсселю и довела страну до такого печального состояния. В условиях грандиозной поддержки евразийской интеграции молдавским населением (по отдельным опросам — до 70 процентов граждан), разочарования в политике «Альянса», усталости от румынизации — победа на выборах коммунистам обеспечена.
Новым президентом, соответственно, избирается коммунист, возможно, некоторые посты в правительстве получат социалисты и представители других государственнических партий – тогда от евразийской интеграции уже никуда не уйти. Конкретная фигура молдавского президента тут уже играет второстепенную роль. Даже если им снова окажется Владимир Воронин.
Выбор — между независимостью в Евразии и румынской провинцией
Разгоревшийся кризис означает, прежде всего, крах Молдавии как «европейского проекта». Предельно понятно: Молдавия может развиваться в двух направлениях – вступить в Румынию либо в Евразийский Союз.
Первое означает не только исчезновение одного из государств с европейской карты, но и возможную гражданскую войну в Гагаузии, которая потребует независимости. Не говоря уже о Приднестровье, мирное сосуществование с которым будет поставлено под угрозу.
Второе направление означает сохранение суверенитета, развитие молдавской культуры и языка, гарантированную защиту от притязаний Бухареста, политическую стабильность, ощутимые социально-экономические выгодны. В будущем, возможно, ещё и решение приднестровского вопроса, вплоть до воссоединения в территориальных рамках былой Молдавской СССР.
Никакого третьего пути быть не может. Независимая европейская Молдавия была экспериментом коммунистов, который длился восемь лет и закончился апрельской революцией. Это следует помнить прежде всего тем, кто использует евразийские лозунги в целях манипуляции с собственным электоратом, но не собирается воплощать эти идеи в жизнь.
Артём Бузила
ИСТОЧНИК: odnako.org