Новая «оккупация» Молдовы в рыночно — демократическом мундире

drapel-e1344609658639«Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от достоинства личностей, которые его создали».

Джон Стюарт, американский писатель

Недавно один мой сосед похвалился, что у него, дескать,  никогда не было долгов. Я ему возразил, сказав, что  у нас нынче каждый гражданин Молдовы должен различным зарубежным кредиторам где-то около 800 долларов США. Так что, если ты обладаешь молдавским паспортом, то автоматически становишься должником.

«Хочешь сказать, что мы — «новая колония»? – с недоумением спросил меня сосед.

Я его успокоил: «Это ещё не предел. Судя по всему, и следующее поколение молдавских граждан также не сможет выбраться из этой долговой ямы».

А закрыли мы эту болезненную тему расхожим анекдотом:

Сын делает уроки:

— Папа, никак не пойму, что такое неоколониализм?

Отец думает, как бы попроще ему объяснить.

— Сынок, неоколониализм – это большая-большая плитка шоколада, от которой вначале получаешь кайф, а потом долго-долго ощущаешь горечь во рту.

Раньше  понятие «империя», «оккупация» были самыми часто упоминаемыми  в нашем «неолиберальном» политическом лексиконе. Притом были они, как правило, чрезвычайно насыщены и эмоционально, и идеологически.

Общий довлеющий  вектор тогда гласил, что  ненавистный «Карфаген (то есть «советская империя» и  социалистический общественный строй) должен быть разрушен».

В конце концов, разрушили. И что же построили на его руинах? Какая сияющая альтернатива пришла на смену покойной «империи»?

 С одной стороны, мы, конечно,  вроде бы стали полноправным  субъектом международных отношений, не являемся больше ничьими «вассалами». По крайней мере, нам самим так хочется думать. А вот что мы имеем в реальности?

Рискую, конечно,  вызвать на себя град критических «камней», но всё же вынужден честно заявить, что нашей стране, на мой взгляд,  реально грозит очередная оккупация.

Из истории мы знаем, что наша молдавская земля постоянно «ощущала горечь» во рту, находясь в вассальном подчинении  самых разных империй. Многие столетия она была добычей то османской, то европейских империй, а вот сегодня оказалась перед угрозой «цивилизационной оккупации», причём новые «оккупанты» выступают теперь не в военном, а в рыночно-демократическом мундире.

Новым оккупантам — колонистам нужны не только рынки сбыта и дешёвая рабочая сила. Это империя совершенно «нового типа», она разительно отличается от всех империй прошлого времени, которые оккупировали новые территории с помощью оружия, действуя по известному принципу «огнем и мечом».

Главное оружие новых «имперцев» – это методы экономической  и идеологической экспансии.  Первые признаки неоколониального  вторжения проявились в нашей стране ещё в лихие 90-е годы прошлого столетия.

Мировой экономический и финансовый кризис, обострение  борьбы  великих держав за своё влияние и их геополитические интересы оказали решающее воздействие  на положении молодых, слабых, развивающихся стран,  в  числе которых оказалась и обретшая государственную независимость лишь в августе 1991 года Республика Молдова.

За последние 20 лет Западом в нашу страну были  «закачаны» сотни миллионов долларов в виде кредитов, причём не на самых льготных условиях. В  итоге  внешний долг Молдовы рос, рос, да и дорос  ныне до суммы, превышающей 5 миллиардов  долларов. Чудовищная для нашей маленькой и бедной страны сумма! Молдова, таким образом,  оказалась по уши в долговой кабале, но, тем не менее,   продолжает «поглощать» всё новые кредиты и транши, один за другим, не думая о грядущих последствиях и прочно сев на кредитную «иглу».

 В принципе, внешние заимствования – это вполне нормальная и цивилизованная практика для большинства стран мира. Но только в том случае, если на полученные в долг за рубежом деньги взявшее их государство реализует действительно прорывные, точно просчитанные экономические программы, уже вскоре приносящие ему значительную  прибыль,  достаточную и для своевременного и безболезненного возвращения долга, и для решения своих насущных экономических, социальных и иных проблем.

В случае с Молдовой всё, к сожалению,  обстоит совершенно иначе.  Вряд ли кто-то из нас может сегодня вспомнить хотя бы один единственный случай, когда за счёт кредитов в нашей стране были  построены новые эффективные предприятия или успешно модернизированы старые, осуществлены инвестиции  в сельское хозяйство, которое сегодня «на ладан дышит». Как правило, новыми кредитами в Молдове затыкаются  лишь новые «дыры» в бюджете. Но вместо старых «дыр» всякий раз появляются всё новые, для их затыкания снова берутся кредиты, и нет этому ни конца, ни края. Внешний долг Молдовы растет, а вот «дыр», увы,  меньше не становится.

Принципиально важна также проблема выгодности или невыгодности для Молдовы всех этих кредитов. Молдавские власти,  почему-то никогда не проявляли особого упорства и  настойчивости, чтобы  договориться с внешними кредиторами о наиболее выгодных условиях, на которых кредиты  предоставлялись нашей стране. Главным мотивом действий наших властей всегда было суетливое стремление поскорее  заполучить новый кредит, чтобы заткнуть очередные бюджетные «дыры». Такую же ущербную «ценовую политику» молдавские власти,   проводили, кстати,  и в отношениях с российским «Газпромом».

Играет свою зловещую роль здесь и наша «родная» молдавская  коррупция, которой, надо признать,  тоже от каждого нового кредита достаётся свой «кусочек шоколада».

Один мой знакомый экономист подсчитал, что «наши» крадут разными путями  у каждого взрослого человека в Молдове примерно 60 долларов в день. Так что вовсе не случайно, что за два десятилетия нашей независимости молдавскому политическому классу были больше всего по душе именно кредиты, а не целевые инвестиции в реальный сектор экономики.

Ведь от кредитов несравненно проще и легче  «отпилить» свою долю, чем от целевых инвестиций. Не случайно, конечно, и  то, что  сумма кредитов, взятых Молдовой, по оценкам многих экспертов, уже превышает все разумные  и допустимые экономические пределы. При этом вовсе не исключено, что нынешняя «экономическая кабала» очень легко может превратиться в кабалу политическую, когда нашу обанкротившуюся по всем статьям,  страну просто «выставят на торг» как несостоятельного должника. Причём совсем недорого.

Быть «особой зоной» в геополитическом смысле всегда достаточно плохо и опасно. Обычно такой плацдарм необходим в качестве площадки для  борьбы между собой сильным государствам. В такой ситуации Молдове постоянно приходится балансировать на острие ножа. Уступки одному партнёру неизбежно порождают недовольство другого.

Помимо великих держав, в эту хитрую политическую игру «за свои интересы» в Молдове в настоящее время активно включилась и такая, весьма небогатая  страна, как соседняя  Румыния. Как говорится, «куда конь с копытом,  туда  и рак с клешней».

Скромное обаяние гуманитарной оккупаци

Не имея достаточно мощного экономического и финансового потенциала, с помощью которого можно было бы задушить Молдову в объятиях экономической экспансии и финансовых вливаний, Румыния избрала для себе другой путь.

Вместо «экономического и финансового насилия» по отношению к Молдове, Бухарестом пущено в ход другое, не менее мощное,  оружие – гуманитарное.

Массированное применение его против Молдовы началось вскоре прихода в президентский дворец в Котрочень Траяна Бэсеску, который вознамерился «переосновать» Румынию, «прихватив» в  ходе этого процесса и нашу молдавскую историю, которая, благодаря некоторым нашим политикам известного сорта,  вероятно, слишком  «плохо лежит».

Ежегодно на эти цели Бухарестом тратятся немалые финансовые и материальные  средства, идущие на поддержку румынских СМИ в Молдове, а также  множества неправительственных организаций и некоторых политических сил, работа которых чётко координируется и направляется из-за Прута.

За последнее время «под крышей» различных румынских и  прорумынских неправительственных организаций, фондов, культурных центров и прочих заведений подобного типа в Молдове, живущих на средства бухарестских «благодетелей», собралась пёстрая компания  разного рода отщепенцев, открыто занимающихся антимолдавской агитацией и  пропагандой.

Их деятельность далеко не всегда носит чисто гуманитарный характер. Попробуйте, например,  среди миллионов подаренных Молдове запрутскими «доброхотами»  книг найти хоть что-то положительное о молдавской истории, молдавской национальной  идентичности или о нашей молдавской государственности. Напрасное занятие!

Авторы всех этих толстенных псевдонаучных фолиантов «не знают» никаких молдаван, им ничего неизвестно о молдавской истории, молдавской государственности, молдавском языке,  молдавской культуре. Да и саму Молдову они тоже считают ничем иным, как румынской провинцией Бессарабией, лишь «временно» и «по явному недоразумению» пребывающей в статусе независимого государства.

До недавнего времени наши местные либералы, вторя либералам румынским, истошно кричали на всех углах о «культурном имперском насилии» со стороны России, о  «русской гуманитарной оккупации», а вот сегодня уже заметно снизили тон.

И это вовсе неслучайно. Причина этого явления кроется, прежде всего,  в том, что запрутские «благодетели» уже влезли с руками и ногами в информационное пространство Республики Молдова и развернули  ожесточенную войну «на уничтожение» против нашей молдавской национальной идентичности и независимой государственности.

Наши румынские соседи ведут себя сегодня в Молдове вовсе не как гости, а  как полновластные хозяева. Хороводятся они, понятное дело, не с молдавскими патриотами-государственниками, решительно отвергающими их унионистские идеи, а с теми антимолдавскими силами,  которые усиленно подкапываются под фундамент нашей независимости и идентичности.

Молдавский политический класс при этом, в большинстве своём, остаётся совершенно безучастным по отношению к румынской политической и гуманитарной экспансии.  Его странное безволие и телячья покорность поощряет запрутских «учителей и наставников», которые с каждым днём ведут себя всё смелее и развязнее.

Судя по многим признакам, наша молдавская земля снова становится очень лакомым куском для «новых оккупантов». На этом мрачном фоне «успокоительные» речи некоторых  мнимых политических «миротворцев», с притворным пафосом вопрошающих, кому, дескать,  «нужна эта Молдова», звучат всё более  неискренне и фальшиво.

Если бы эта древняя и многострадальная  земля наших молдавских отцов, дедов и прадедов,  лежащая между Прутом и Днестром, обильно политая их потом и кровью, была и в самом деле так уж никому ненужна, то Молдову давно бы уже оставили в покое.

Признаки  новой  «оккупации»  Молдовы

Приходится с немалым удивлением и горькой досадой констатировать, что многочисленные, не в меру говорливые и «всевидящие» адвокаты из структур Евросоюза упорно «не замечают» (или просто сознательно не хотят замечать!?) все эти  негативные явления, в том числе и тактику «малых шагов» известных политических сил, направленных на разрушение и распад нашего Молдавского государства.

В этом можно легко убедиться по следующим признакам, подтверждающим, что в борьбе за сохранение и упрочение своей государственной независимости наша страна  сегодня «один в поле воин».

Первый признак: Республика Молдова лишена международного права, защищающего суверенитет государства.

Теперь наша страна может стать и рискует быть объектом «новой аннексии» со стороны наших соседей. Наши же западные партнёры занимают в этом вопросе «нейтральную» позицию.

Второй признак: Наша страна лишена уверенности в соблюдении международных принципов неприкосновенности своих границ и невмешательства в её  внутренние дела.

А ведь это «святой принцип» для западной цивилизации! Почему же он не «насаждается» в Молдове?

Третий признак: Пути решения Приднестровского конфликта фактически определяют сегодня сверхдержавы, которые присвоили себе исключительное право определить судьбу целостности нашей  страны.

Молдове отведена лишь роль бесправного «статиста» в этом затяжном процессе.

Четвёртый признак: В результате беспрепятственного насаждения идеологии антимолдовенизма, антигосударственности и русофобии, в общественном сознании, в Молдове, de facto, установился  гуманитарный тоталитаризм.

У молдавского народа отнимается его конституционное право на свою собственную историю, своё имя и свой язык, на память, культуру, традиции, образ жизни. Ущемляется право молдаван на их идентичность, на честь, гордость и достоинство.

Разве можно представить себе нечто подобно на «опекающем» нас сегодня «просвещённом, либеральном и демократическом» Западе?

Скорее всего, там всё это совершенно невозможно. А вот в Молдове, находящейся под бдительным приглядом «семи нянек» из Евросоюза и якобы семимильными шагами идущей по пути «евроинтеграции», всё это, оказывается, вполне даже возможно.

Таким образом, не будем прятать больше голову  в песок и честно признаем: при существующих политических, экономических, финансовых и гуманитарных реалиях Республика  Молдова – на глазах всей Европы —  стремительно перестаёт быть по-настоящему независимым и суверенным государством.

Судя по всему, кишинёвскому примару – либералу Дорину Киртоакэ самое время готовиться к установке в столице ещё одного «камня оккупации».

Что  же  делать?

Сегодняшний неоколониализм – явление весьма неоднозначное. С одной стороны, вроде бы нет прямой политической зависимости «колонии» от «империи», но, с другой стороны, существует зависимость экономическая, которая  носит всеобъемлющий характер. Плюс гуманитарная экспансия.

Для того, чтобы выжить,  выстоять  и найти «золотую середину» в этом «геополитическом бардаке», нам следует решить проблему обеспечения  «нового качества» молдавского  политического класса и гражданского общества.

Мы должны учитывать, что не только Молдова  попала в подобную печальную ситуацию. Об этом же говорят прибалты, украинцы, грузины, но они, в отличие от нас, молдаван,  умеют отстаивать свои национальные интересы.

Действительно ли мы, молдаване,  совершенно лишены инстинкта самосохранения, а потому неспособны на это и должны признать своё полное поражение, капитулировать и смириться с «новой оккупацией» в рыночно-демократическом мундире?

Я лично уверен в том, что и для нас, молдаван,  существует возможность преодолеть все нынешние тяготы и невзгоды «рыночно-демократической оккупации», но для этого мы должны сделать следующее:

Ø     Во-первых, нам нужен новый     политический класс с чётко выраженными генами национального достоинства. Петляя, как зайцы в чужом огороде, и меняя, как в известном фильме, буденовку на штатский картуз, в зависимости от обстоятельств, нынешняя наша национальная элита, похоже, теряет своё достоинство и само право называться элитой.

Государственный суверенитет достигается в результате целевых, программных действий. У нас же за годы независимости правящая элита не имела ни конкретной цели, ни научно обоснованных программ. Просто не ставились ею перед собой такие задачи. А ведь давно уже пора!

Ø     Во-вторых, государственникам-патриотам Молдовы необходимо довести до мировой общественности всю правду об угрозе распада страны.

В этих целях необходимы решительные акции на уровне ООН, поскольку все наши сигналы в структуры ЕС не воспринимаются там с должной серьёзностью. Если сегодня промолчим, то завтра  легко можем оказаться объектом «мирной оккупации»

Ø     В-третьих,  нам, молдаванам, необходимо ещё громче и решительнее заявить о незыблемых принципах международного права, гарантирующего суверенитет Республики Молдова, незыблемость её границ и невмешательство в её внутренние дела.

          Давно настало время, чтобы принятый в 1991 году Акт о независимости страны был вынесен, наконец,  на Всеобщий референдум, чтобы раз и навсегда поставить точку в вопросе о том, быть или не быть независимому и суверенному государству молдавского народа.

Ø     В-четвёртых, необходимо как можно скорее законодательно закрепить,  в том числе в Конституции РМ,  запрет на формирование и деятельность любых политических сил, выступающих против нашей молдавской государственности, независимости и идентичности.

Республика Молдова должна начать тотальное интеллектуальное наступление против всех явных и тайных своих недоброжелателей, врагов и разрушителей нашего государства.

Наше Молдавское государство не является «обломком истории», оно имеет свою  богатую событиями, многовековую  историю, свой собственный образ жизни.

Но с таким, с позволения сказать, «государственным интеллектом», какой   мы    имеем   сейчас,   с   нынешней      серой и бесталанной  конъюнктурной посредственностью и политической попсой, мы рискуем навсегда остаться «оккупированной страной».

Надо срочно менять людей во власти, убирать с высоких постов не обладающих необходимыми деловыми и личными качествами чинуш – партийных назначенцев, занимающих свои должности не в силу своего высокого профессионализма, а «по партийной квоте» или в силу «близости к телу партийного вождя», надо решительно очищать  власть от «ржавчины», разъедающей нашу независимую и суверенную  государственность, унижающую наше национальное достоинство.

Надо разрывать порочный круг, в который попала сегодня Молдова. Так больше жить нельзя. Пора нам всем окончательно определиться: быть или не быть Молдове суверенным и независимым государством, или же «вассальной территорией» для новых «колонизаторов».

Собор Евгений, политолог

ИСТОЧНИК: ava.md