Правильный шаг: Приднестровье вернуло пошлины на молдавские товары
Вернувшись в Тирасполь после переговоров с премьер-министром Республики Молдова Владом Филатом, президент Приднестровской Молдавской Республики Евгений Шевчук принял решение ввести пошлины на целый ряд товаров, ввозимых в ПМР из РМ. Это было абсолютно верное решение, которое заслуживает всемерной поддержки. Об этом читайте в авторской колонке тираспольского политолога Андрея Сафонова специально для РИА «Новый Регион».
Как и предполагалось, так и случилось
Вскоре после вступления в должность президента ПМР Евгений Шевчук своим Указом отменил введённую при прежнем главе государства – Игоре Смирнове – пошлину в размере 100% на товары, ввозимые в Приднестровье из Молдовы. Это было сделано в знак «доброй воли» и в рамках анонсированной новыми приднестровскими властями т.н. «тактики малых шагов», направленных на устранение острых противоречий между ПМР и РМ. Многие люди, включая автора этих строк, с самого начала высказывали свою точку зрения, которая сводилась к следующему: такая тактика сведётся к односторонним уступкам, что в политике недопустимо, ибо воспринимается однозначно как слабость. Интересы собственного государства – превыше всего! Официальный Кишинёв же, где у власти находится прорумынский «Альянс за европейскую интеграцию», ведёт изначально нечестную игру, а потому равных ответных уступок делать не будет.
Несколько месяцев Кишинёв получал всё, не давая взамен практически ничего. Тут и «Третий Пакет» повестки дня переговоров, и таможенники РМ на приднестровской территории, и штрафы для приднестровских предприятий в результате получения информации о ввозимом в ПМР импорте, и многое другое.
26 сентября в ходе переговоров Шевчука и Филата было продлено на 1 год злосчастное для ПМР соглашение по железной дороге, по сути дела включающее «Приднестровскую железную дорогу» в систему «Железных дорог Молдовы». На мой взгляд, из него надо как можно скорее выйти, однако что сделано, то сделано. Сейчас речь о другом.
В тот день, если верить СМИ, приднестровская сторона ожидала хотя бы каких-нибудь настоящих шагов навстречу. Например, согласия молдовской стороны на то, чтобы приднестровские автомобили получили возможность выезжать через КПП РМ на Украину с автономерами ПМР. А также, чтобы в отношении готовящегося к открытию и находящегося неподалёку от Тирасполя автомобильного моста через Днестр в районе сёл Бычок (ПМР) и Гура-Быкулуй (РМ) Кишинёвом были даны гарантии о неиспользовании данного моста в военных целях.
Кишинёв не дал ничего. Более того, официальные лица Молдовы говорят, что не видят связи, например, между открытием указанного моста через Днестр и приднестровскими автомобильными номерами.
Круг замкнулся. Маски оказались сброшены. Тирасполь должен был реагировать, чтобы окончательно не потерять лицо. Реакция воплотилась в форме указа президента ПМР.
От Таможенного Союза до «румынского золота»
В немалой степени появлению указа Евгения Шевчука о пошлине способствовал и фон, на котором развернулись события 26 сентября. Речь идёт об открыто антироссийской и антиприднестровской политике официального Кишинёва. Здесь стоит сказать и о провальном визите премьер-министра РМ Влада Филата в Российскую Федерацию 10-12 сентября. Как известно, руководство РМ желало получить снижение цен на российский газ, а также российское давление на Тирасполь с целью вынудить Приднестровье принять кишинёвскую идею урегулирования конфликта на унитарных условиях. А сам Кишинёв в это время устами премьера Филата сказал чёткое «нет» российскому предложению, адресованному Молдове – вступить в Таможенный Союз.
Итак, давление на ПМР совпало с «наездами» правящего в РМ Альянса на Россию. А уж после провала визита Филата в РФ АЕИ просто перестал стесняться. Усилилась политика отрыва Молдовы от постсоветского пространства. В частности, с 1 октября вступил в силу запрет использования советской символики.
Венцом идиотизма властей Молдовы стало совместное требование молдовских, представляющих АЕИ, и румынских депутатов Парламентской Ассамблеи Совета Европы, адресованное России: вернуть в Бухарест т.н. «румынское золото», вывезенное в Россию во время Первой Мировой войны. Этот составленный явно в состоянии горячечного бреда документ подписали депутаты от всех трёх партий правящего Альянса: Демократической (спикер Парламента РМ Марианн Лупу), Либеральной (бывший и.о. президента РМ Михай Гимпу) и Либерально-Демократической (премьер Влад Филат).
Пророчество от Юрия Ганина
Но ещё до этой бредовой выходки Кишинёв предпринимал целенаправленные шаги по удушению экономики ПМР и, разумеется, по обрушению Приднестровской государственности. Как помнит читатель, 14 июня по требованию молдовской стороны на украинской территории были задержаны вагоны с металлоломом для крупнейшего предприятия ПМР – Молдавского металлургического завода (Рыбница).
Список «художеств» можно продолжить. Ещё в июле 2012 года вице-президент Торгово-Промышленной Палаты ПМР Юрий Ганин в приднестровском журнале «Партнёр» отмечал: кроме регистрации в Республике Молдова и двойного таможенного оформления экспортных грузов, Молдова начала требовать от приднестровских предприятий вести делопроизводство по ее стандартам. Кишинев также настаивает на том, чтобы грузы в ПМР импортировались только через молдавские таможенные посты, в ином случае угрожает предприятиям республики штрафами. Есть и факты реального наложения штрафных санкций. «Контроль всего товарооборота ПМР таможенными органами РМ может стоить Приднестровью 60-80 миллионов долларов. Потери эти лягут на себестоимость продукции предприятий, конкурентоспособность которой, естественно, снизится. Но самое главное в этом вопросе состоит в том, что после установления контроля над приднестровским импортом у Молдовы появятся возможности сделать следующий шаг – взимание налогов с предприятий ПМР», – отметил Ганин.
Он считает, что со стремлением Кишинева контролировать приднестровский импорт связаны и задержки грузов в украинских портах, происходившие в мае-июне нынешнего года. В Ильичёвском морском порту предприятия ПМР вынуждены были платить за простой, так как предназначенные им грузы не выпускались, причем без объяснения причин.
Отмена 100%-й пошлины на импорт товаров из Молдовы привела к существенному росту этого импорта. «Динамика за пять месяцев текущего года позволяет спрогнозировать, что по итогам года импорт в ПМР из Молдовы составит 275%», – сказал тогда Юрий Ганин.
Производители Приднестровья надеялись на то, что Кишинев тоже пойдет навстречу и снимет двойное налогообложение при товарообороте ПМР-РМ, отменит экологические сборы, которые предприятия ПМР платят с 2008 года и которые на экологические потребности самого Приднестровья не идут. Однако Кишинев ничего этого не сделал. Более того, он установил новые искусственные барьеры в торговле. Юрий Ганин приводил, например, ситуацию с Бендерским мясокомбинатом, который из-за решений молдавской таможни уже 2 месяца к июлю не экспортировал свою продукцию в РМ. Не идет Кишинев навстречу и в том, что касается признания приднестровских фитосанитарных и ветеринарных сертификатов, а также сертификатов качества и происхождения товаров. «Сегодня сложно найти другие примеры столь явной дискриминации одной из сторон в торговых отношениях, как это делает РМ по отношению к ПМР», – выразил своё мнение вице-президент ТПП.
По его словам, приднестровские предприятия постоянно ожидают дальнейшего ухудшения условий своей хозяйственной деятельности. «Если события в экономической сфере и дальше будут развиваться по нынешнему тренду взаимоотношений РМ-ПМР, то можно спрогнозировать следующее развитие событий: перевод делопроизводства на молдавские стандарты; импорт всех грузов через Молдову; уплата НДС и всех иных налогов в бюджет Молдовы; ликвидация финансовой системы Приднестровья», – писал Юрий Ганин. Он выражал уверенность, что при таком сценарии скорее можно ждать углубления конфликта, чем сближения позиций сторон.
«Процесс построения доверия между конфликтующими сторонами априори предполагает наличие встречных шагов друг к другу. В доверительных отношениях не может быть места манипуляциям договоренностями или авторитарным односторонним шагам», – подытожил вице-президент ТПП ПМР.
Его слова оказались пророческими.
Жёсткие атаки и смутные обещания
К концу сентября 2012 года Кишинёв повёл наступление против ПМР по следующим направлениям.
Во-первых, не без участия руководства РМ банки США перестали работать с банками ПМР. В начале октября это уже стало очевидным.
Во-вторых, продолжалось наложение на предприятия ПМР штрафов за якобы контрабанду. То есть – за импорт, ввозимый в ПМР без санкций Кишинёва.
В-третьих, визитёры с Запада говорили, что приднестровцы должны найти своё место в рамках Зоны свободной торговли Молдовы с Евросоюзом. Тем самым, Приднестровье априори в замыслах РМ и ЕС отсекается от участия в Таможенном Союзе.
Со своей стороны, вице-премьер правительства РМ Евгений Карпов смутно пообещал рассмотреть вопрос о признании приднестровских дипломов об образовании. Когда и в какой форме они будут признаны – остаётся неясным.
Учитывая всё это, президент Шевчук принял единственно верное в данном случае решение – ввести пошлину на товары, ввозимые из РМ.
Кишинёву дан симметричный ответ
Кишинёв отреагировал на охрану Приднестровьем своих интересов с поистине детской наивностью.
Бюро по реинтеграции правительства РМ оценило решение президента ПМР как «контрпродуктивное».
Глава Парламента РМ Мариан Лупу выразил «удивление»: «Если я не ошибаюсь, Шевчук отменил постановление Смирнова, в котором были установлены таможенные пошлины. Тогда решение Шевчука был обнадеживающим, но повторное введение пошлин не является положительным шагом для сближения обеих сторон».
Сам Филат заявил, что для него это стало неожиданностью, а на встрече с Евгением Шевчуком в Кишиневе 26 сентября этот вопрос не обсуждался. «Я очень сожалею о таком отношении. Было бы абсолютно нормально обсудить или хотя бы сообщить нам об этом», сказал молдавский премьер.
Все эти высказывания вызывают уже настоящее удивление. А разве, задерживая сырьё для приднестровских заводов, Кишинёв сообщал об этом партнёрам из Тирасполя? Или требование вести делопроизводство в ПМР по стандартам РМ – это согласованное решение двух сторон? Нет. Просто это укладывается в тактику, свойственную лидерам Молдовы, да и Румынии: достигать односторонние преимущества, а при попытках партнёров получить свою выгоду – поднимать дикие крики об «ущемлении», «контрпродуктивном подходе» и т.п.
Например, в 2006 году Украина пошла навстречу Молдове в обеспечении кишинёвского контроля над приднестровским экспортом. Потеряли от этого бизнесмены Украины. А сам Кишинёв сейчас стремительно сближается с Бухарестом, который оторвал огромные украинские территории Черноморского шельфа с газовыми месторождениями. Да ещё и проводит экспансионистский курс на отторжение Южной Бессарабии, Северной Буковины и острова Майкан на Дунае.
Не только для приднестровцев, но и для России и Украины очевидно: 26 сентября президент ПМР дал Кишинёву симметричный ответ в деле охраны экономических интересов руководимой им республики. Объективно мыслящие люди должны это признать и, повторяю, оказать этому шагу всемерную поддержку.
Андрей Сафонов
ИСТОЧНИК: Новый Регион