Румыния: с Украиной нет проблем
Господин Корнел Ионеску, чрезвычайный и полномочный посол Румынии в Киеве, в декабре дал интервью «Укринформу», в котором заявил, что в двусторонних отношениях между Украиной и Румынией не существует непреодолимых препятствий и проблемных вопросов. Он сказал, в частности:
«Встречи между главами дипломатических ведомств Румынии и Украины в прошлом году показали, что в двусторонних отношениях для нас нет непреодолимых препятствий. Более того, не могу сказать о существовании проблемных вопросов. Да, в прошлом наблюдалась определённая стагнация, но она была обусловлена, главным образом, пониженной динамикой двусторонних контактов».
Дипломат особенно подчеркнул, что обе стороны «имеют большое желание не расточать энергию на искусственно завышенные «лжевопросы», а уделять особое внимание соседству. Киев и Бухарест, по его словам, «должны в определённом смысле ближе подойти к тому, что у нас вынесено на повестку дня и по возможности исключить любые искажения».
Ключевой фразой румынского посла, как представляется, является фраза о том, что «для нас нет непреодолимых препятствий». Очень честно сказано. Прямо в духе Майкла Макфола.
В отличие от Украины, Румыния может всё. В 2009 году Международный суд ООН, на карандаш к которому территориальный спор между двумя странами попал в 2004 году по румынскому меморандуму, оставил остров Змеиный Украине, но почти весь нефте- и газоносный шельф близ острова отошёл Румынии. Речь идёт о двух миллионах тонн нефти и семидесяти миллионах кубометров природного газа.
Подбирается Румыния и к островам Майкан и Ермаков. И к другим, кстати, островам. Аппетит приходит во время еды.
«С треском проиграв Бухаресту судебную тяжбу о правах на о. Змеиный и кусок собственной акватории общей площадью 12000 кв. км в Чёрном море, — пишет политолог, аналитик Центра консервативных исследований факультета социологии международных отношений МГУ Владислав Гулевич, — Киев услышал от Румынии новые претензии — на пять малых островов в Дунае (Ермаков, Майкан, Малый Татару, Большой и Малый Даллер). Эти острова обладают немаловажным стратегическим значением, поскольку позволяют контролировать судоходный Дунай. Кроме того, согласно международному праву, государственная граница между странами, если она пролегает по реке, должна идти по фарватеру. Сейчас суда ходят между о. Майкан и украинским берегом, что дало румынам теоретическое право требовать переноса границы и признания над о. Майканом румынской юрисдикции. Цель Бухареста — добиться монополии на транзит судов через Дунай».
«Спор» о Майкане начался тоже в 2009 году, и особенно активно вёлся в 2010-м. Фарватер, проходивший между румынским островом Бабин и украинским островом Майкан, обмелел и заилился, и суда ходят между Майканом и украинским берегом. На этом основании румыны и заявили о переносе границы.
Политолог-международник Георгий Кухалейшвили пишет, что к обмелению устьев украинской части Дуная привело несанкционированное строительство Румынией Георгиевского канала в дельте реки. Между тем строительство Георгиевского канала и изменение русла Дуная противоречат положениям «Конвенции об охране и сбалансированном использовании реки Дунай». Кроме того, проблема речных границ усугубляется актами нарушения румынской стороной экологической безопасности Украины: нередки случаи сливания сточных вод румынскими химическими и горно-обогатительными предприятиями в Дунай, Прут и Тису.
В местах проживания румын на Буковине в Черновицкой области румыны активно раздают паспорта своей страны — при какой-то апатии украинских властей. Украинцы, даже «этнические», их охотно берут: ведь они становятся гражданами ЕС, и могут обойтись при поиске работы без виз.
Между тем на Украине законодательная норма о двойном гражданстве отсутствует, и получается, что её граждане в приграничных районах обзаводятся иностранными паспортами нелегально. Поди тут разберись, кто нарушает украинский закон: румыны или сами украинцы.
Когда-то, ещё в 1970-х годах, «советолог» профессор Джерри Гаф предсказал распад СССР. И предсказал довольно точно. Он спрогнозировал, что к началу 1990-х гг. власть в Кремле возьмёт новое поколение коммунистов, которые не застали сталинские репрессии. В Советском Союзе начнутся изменения, которые будут иметь геополитические последствия. Пришёл к власти Горбачёв — и так и случилось.
Но было ли что-то, что могло бы остановить распад Советского Союза? На это американский профессор отвечал:
«Сталину не нужно было вписывать «национальность» в советский паспорт. Вместо того, чтобы считать себя «советскими людьми», граждане продолжали идентифицировать себя с разными этническими группами».
Джерри Гаф вёл речь о том же плавильном котле наций, который имел и имеет место в США. Все национальные отличия переплавляются во имя единого государственного патриотизма.
Сегодня графу «национальность» хочет видеть в украинском паспорте партия «Свобода».
«Появление графы значительно облегчит раздачу румынских паспортов на Буковине, русских — в Крыму, ведь под такие действия теперь будет заложена серьёзная институционная база — отметка в украинском паспорте, которая пусть не де юре, но де факто будет давать право на соответствующее двойное гражданство. Да и скандальный закон о языках отлично впишется в логику паспортной полиэтничности. И потому вовсе не удивительно, что украинские коммунисты, которые претендуют на роль послов «русского мира» в Украине, заявили, что, возможно, поддержат законопроект оппозиции.
Стратегический проигрыш внедрения «графы» в паспорте — неминуемые сложности для создания единой политической нации…»
Анализируя всё то, что изложено выше, приходишь к выводу, что Украина делает если не всё, то многое для того, чтобы прекратить существование в виде единого цельного государства.
Андрей Булгаров («Хвиля») пишет:
«Мы всегда «славились» своей бездарной внешней политикой, но если другие государства-соседи на это смотрели снисходительно, мол, что возьмёшь с этих придурковатых «хохлов», то румыны не говорили, они брали всё, что им нужно, и тогда, когда это нужно».
Автор делает печальные для Украины выводы: румынская дипломатия гениальна, а внешняя политика — эффективна. К сожалению, украинцам противопоставить ей ровно нечего. Киев не Бухарест. Он не может «ежегодно вытягивать с Евросоюза сотни миллионов евро на развитие инфраструктуры Нижнего Дуная». Также Киев не в состоянии «переманивать граждан чужой страны». Украина не может даже «не бояться международного порицания».
Однако А. Булгаров вовсе не дремучий пессимист и видит выход.
Оказывается, плацдармом, на котором Украина превратится в серьёзного восточноевропейского игрока, может оказаться Молдова (тоже теснимая Румынией). Открытая украинская позиция в защиту Молдовы от иностранной оккупации могла бы укрепить положение Украины на международной арене. Что тут надо делать? Автор считает, что нужны государственная поддержка Гагаузской и Приднестровской автономии и переориентация общественного мнения жителей этих территориальных образований с российского вектора на украинский. А ещё лучше было бы рассмотреть вопрос присоединения этих земель к Украине.
Вот каким образом Румынии будет дан отпор во всех сферах, пишет Булгаров. А что же иначе? А иначе лет за десять не станет независимой Молдовы, а затем далее экспансия пойдёт по суверенным землям Украины: «Более чем вероятно, что мы лишимся всего Придунавья и части Буковины…» В итоге Румыния добьётся своего: сделается главным игроком Восточной Европы.
Итак, по Булгарову, пока Румыния будет понемногу отсуживать и приобретать законным порядком дунайские волны и шельфы близ украинских островов, Украина должна заняться приватизацией осколков Молдавской ССР. (Какая-то логика, конечно, в этом есть: этнических украинцев в Приднестровье проживает почти столько же, сколько и русских).
Но, как бы ни хотелось уважаемому автору решительных действий от украинского правительства и парламентских фракций, последние, как представляется, куда больше заняты паспортной графой «национальность» и обсуждением того, можно или не можно в парламенте и на улицах употреблять слово «жидовка». С другой стороны, Украина медлит не только в силу какой-то природной апатии, которую замечают в ней иные аналитики, а и по причине слабого положения рядом со странами Евросоюза. Надо полагать, ЕС всё ещё видит в Украине часть былой Советской империи, и потому Румынии будет и впредь дозволено отщипывать от неё кусок за куском. Господин Корнел Ионеску знал, о чём говорил.
Обозревал Олег Чувакин
ИСТОЧНИК: topwar.ru