Си Цзиньпин в Москве: кошмар для Америки

Путин Си ЦзиньпинВ воскресенье завершился трёхдневный визит в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. России и Китай подписали пакет важных соглашений общим числом более трёх десятков, что говорит само за себя. Визит китайского лидера оказался, таким образом, гораздо более продуктивным для России, нежели приезд г-на Баррозу, главы Еврокомиссии, завершившийся в минувшую пятницу: в последнем случае было подписано всего три документа. Товарищ Си поделился с лидером России не только экономическими и стратегическим планами, но признался в любви к русской литературе и даже рассказал, что в молодости подражал персонажу Чернышевского — Рахметову, дабы закалить себя для будущей суровой жизни.

Российская Федерация стала первой страной, которую Си Цзиньпин выбрал для государственного визита в качестве нового председателя КНР. Важнейшими документами, подписанными в ходе визита, явились договоры об увеличении поставок российских углеводородов в Китай и строительстве веток трубопроводов по южному направлению. Помимо этого, были подписаны межправительственное соглашение по расширению сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью и Соглашение о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода.

Визит Си Цзиньпина начался в пятницу с долгих (семичасовых!) переговоров с Владимиром Путиным. Затем два коллеги совместно открыли год китайского туризма. На другой день товарищ Си побывал в Государственной Думе, прочёл лекцию студентам МГИМО и посетил Центр оперативного управления Вооружёнными Силами. Владимир Путин назвал поездку Си Цзиньпина «знаковым жестом», а спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что этот факт говорит о приоритете РФ во внешней политике Китая.

Комментируя итоги визита товарища Си в Москву, некоторые эксперты заявляют, что отношения России и Китая находятся в хорошей форме, но вот в будущем они могут осложниться. Ухудшение отношений аналитики журнала «Economist» связывают с амбициями КНР на рынке вооружений. Пекин недоволен поставками российского вооружения Вьетнаму и Индии, а сам тем временем становится активным игроком на рынке вооружений, конкурируя с Россией.

Напомним, что по итогам прошлого года Китай вошёл в пятерку крупнейших в мире экспортёров основных видов обычных вооружений. Об этом говорится в докладе Стокгольмского международного института исследования проблем мира. В доклад вошли данные о поставках основных видов обычных вооружений и военного оборудования в период с 2008 по 2012 годы. Возглавляют пятёрку крупнейших поставщиков вооружения, как и ранее, США (30% в доле глобального экспорта оружия), далее следуют Россия (26%), затем Германия (7%), Франция (6%) и Китай (5%).

Китай является и значительным импортёром вооружений. Пятёрку крупнейших импортёров оружия возглавляет, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, Индия (12% в доле мирового импорта), за ней следует Китай (6%), Пакистан (5%), Южная Корея (5%) и Сингапур (4%).

Что касается России, то ещё накануне визита китайского лидера Россия и Китай подписали рамочное соглашение о поставках самолётов и подводных лодок. КНР закупит у РФ 24 самолёта Су-35 и 4 неатомных подводных лодки проекта 1650 «Амур». Реализация этих двух договорённостей могут стать первой за последнее десятилетие крупной поставкой российского вооружения в Китай. Причём китайская сторона полагает, что в будущем КНР и РФ могут расширить взаимодействие в области поставок вооружений. Речь идёт о закупке Китаем тяжёлых двигателей 117С, зенитных установок С-400, транспортного самолёта Ил-76 и самолёта-заправщика Ил-78.

Нынешний контракт на поставки Су-35 и ПЛ проекта 1650 «Амур», как рассказал «Русской службе Би-би-си» независимый военный эксперт Виктор Мураховский, действительно подписан. Готовился он несколько месяцев: в течение этого времени стороны обсуждали объём поставок. Дело в том, что Россия отказывалась поставлять в Китай небольшую партию самолетов, опасаясь, что Пекин рассчитывает скопировать эти изделия. Но в ходе переговоров в прошлом году было подписано соглашение о защите интеллектуальной собственности в части продукции оборонного назначения. Мураховский замечает, что Китай ранее успешно скопировал планеры российских самолётов Су-27 и МиГ-29, начав затем производство истребителей J-10 и FC-1. Правда, двигатели, причём менее современные, чем на Су-35, китайцы скопировать не смогли.

Заведующий центром Юго-Восточной Азии и Океании Института востоковедения Дмитрий Мосяков, ответивший на несколько вопросов «Euronews», считает, что маршрут китайского лидера говорит о тех приоритетах, которые выстраивает современный Китай, и о тех приоритетах во внешней политике, которую руководство КНР оно выстраивает на будущее. Россия, с точки зрения нового китайского руководства, выдвигается на позицию очень тесного союзничества, считает эксперт.

Д. Мосяков не сомневается, что российско-китайские отношения будут улучшаться, а вот отношения КНР с США останутся, напротив, напряжёнными: «Я думаю, что эти отношения буду последовательно улучшаться. И явно существуют общий интерес и общее позиционирование в мире России и Китая. Что касается Китая, то все более очевидно, что его отношения с Соединёнными Штатами вступили в очень сложный период борьбы, когда США пытаются всеми силами приостановить рост китайского могущества, рост китайской экспансии в Юго-Восточной Азии, в страны Тихоокеанского региона, когда очень сложные отношения с Японией. У России в этой ситуации есть тоже огромный интерес в укреплении отношений с Китаем и не просто в качестве экономической альтернативы, но и в качестве политической альтернативы. Потому что естественно, что позиция более тесных отношений с Китаем укрепляет позиции России на переговорах и с ЕС, и с США».

Главной целью визита Си Цзиньпина было расширение китайских закупок российских углеводородов. Сегодня Россия обеспечивает 6% поставок нефти Китаю. В основном Поднебесная закупает её в Саудовской Аравии.

CNPC и «Газпром» подписали меморандум о поставках газа в КНР по восточному маршруту. Подписание меморандума позволяет начать затянувшееся обсуждение стоимости контракта. Объём поставок может составить 38 миллиардов кубометров с возможностью увеличения до 60 миллиардов. Соглашение, вероятно, начнёт действовать с 2016 года. Для поставок будет построен отвод от газопровода «Сила Сибири».

«Роснефть» подписала с CNPC соглашение об условиях поставок в КНР сырой нефти на условиях предоплаты сроком на 25 лет, контракт о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации Тяньцзиньского НПЗ, договор о сотрудничестве в области геологоразведки, добычи и продажи углеводородов. CNPC будет сотрудничать с российской компанией по восьми проектам в Восточной Сибири, а также на шельфе Баренцева моря и в Печорском бассейне.

Публицист Андрей Паршев на эту тему говорит следующее: «Вообще надо понимать, что Россия постепенно становится важным источником ресурсов для Китая. Современное геополитическое развитие, вероятно, приведёт в итоге к тому, что Китай будет испытывать значительный дефицит ресурсов из других источников. Конечно же, для нас это, безусловно, очень обидная перспектива, но, с другой стороны, если мы уж смирились с тем, что мы являемся сырьевым придатком Запада, то, как говорится, не привыкать уже».

Выступая перед представителями российской китаистики в Дипломатической академии, Си Цзиньпин рассказал слушателям о своей увлечённости русской литературой. Его любимая книга — роман «Что делать?» Глава КНР вспомнил молодость: «Я в то время работал в деревне и решил взять пример с Рахметова. Летом выходил под дождь, зимой выходил на снег, чтобы таким образом закалять свою волю». (На гвоздях, вероятно, товарищ Си не спал). В завершение встречи в Дипакадемии лидер КНР выразил надежду на то, что новые поколения и в Китае, и в России продолжат развивать дружеские связи между двумя странами.

Аналитик Иван Преображенский («Росбалт»), напомнив заявление Си Цзиньпина о том, что итоги визита превзошли его ожидания, замечает, что китайская делегация приезжала не платить, а прицениваться.

Новая китайская верхушка собирается решать задачу переориентации экономики: превратить количество в качество, не допуская перегрева. Лучший здесь способ — инвестировать излишки в чужую экономику, взамен приобретя то, чего не хватает экономике национальной. Китаю нужны российские энергоносители, оружие и технологии.

«Присматривать всё это на будущее и приехала, судя по всему, на этот раз китайская делегация. А заявление Си Цзиньпина значит, что китайцы обнаружили, что годного к приобретению имущества в России явно больше, чем можно было ожидать, судя по ее темпам «демодернизации» в последние годы. А главное — они увидели, что российские элиты готовы с этим имуществом расстаться».

По мнению эксперта, вернувшись восвояси, китайцы проанализируют полученную информацию и прикинут, сколько денег они готовы выделить россиянам. В основном деньги пойдут в Россию в виде кредитов. А затем китайские переговорщики, пишет Преображенский, заключат сомнительные по выгодности для России контракты.

«Ну, а потом, как это уже было в Европе, например, в случае с «BMW», или во многих африканских странах, в десятках и сотнях случаев, китайские кредиты потребуется оплатить ровно тогда, когда в казне на это не будет средств. И счастливый китайский гость получит вдоволь того, что ему требовалось: технологий и энергоносителей. Вместе с компаниями, которые их разрабатывают или добывают».

Что касается китайцев, то они подают информацию о прошедшей встрече и запланированном сотрудничестве в торжественных тонах. Влиятельная газета «Жэньминь жибао» пишет, что в двусторонних торгово-экономических контактах на протяжении последних 10 лет, кроме периода финансового кризиса, сохранялись двузначные темпы роста. Товарооборот между Китаем и Россией за двадцать лет вырос в 15 раз, в прошлом году был установлен рекорд — 88,2 млрд. долларов. Перед зарубежным туром Си Цзиньпин подчеркнул, что цель по достижению оборота в 100 млрд. долларов в двусторонней торговле, намеченную на 2015 год, следует достичь раньше. В газете также отмечается, что в ходе визита председатель КНР и президент РФ решили трансформировать преимущества высокого уровня политических отношений в практические плоды прагматического сотрудничества.

Статья в китайской газете заканчивается почти в стиле передовицы советской «Правды»:

«В настоящее время Китай и Россия переживают важный период национального возрождения, перед странами стоят практически одинаковые исторические миссии и задачи развития. Устойчивое продвижение отношений сотрудничества и обоюдного выигрыша будет способствовать совместному подъёму. Экономическое взаимодействие нацелено на баланс количества и качества, углубление сотрудничества в области энергетики, высоких технологий, инвестиций, непременно поднимет двустороннее взаимовыгодное сотрудничество на абсолютно новый уровень, вместе с тем будет осуществлена цель по укреплению комплексной мощи двух государств и повышению их международной конкурентоспособности».

Что касается западной оценки визита Си Цзиньпина в Москву, то её замечательно иллюстрирует статья Стивена Гарнера, опубликованная на днях в журнале «Forbes». Журналист бьёт тревогу по поводу того, что китайцы и русские не только сколотили успешный антиамериканский альянс, но и затеяли его усиление. Можно было бы подумать, что корреспондент пишет с юмором, но нет: его терзает самый настоящий страх. Он боится за родные Соединённые Штаты. За маленького орла, на которого, насупившись, глядят Медведь и Дракон.

Президент России Владимир Путин и его китайский коллега Си Цзиньпин пожали друг другу руки в Большом Кремлёвском дворце. Многие люди в Государственном департаменте, Белом доме и Пентагоне, трагическим тоном продолжает журналист, в эти выходные извивались в своих креслах, а лица, ответственные за азиатскую политику США (особенно политику по отношению к Китаю), только и делали, что слушали и читали отчёты о встрече товарищей Путина и Си.

Встреча руководителей Китая и России — не то чтобы большая неудача, это просто бедствие для интересов США, пишет Гарнер. То, что сейчас происходит, свидетельствует о глупости трио Обамы — Клинтон — Панетта с их «поворотом к Азии». Это свидетельствует о полном политическом неумении администрации Обамы создать конструктивные отношения с Китаем.

Мало того, продолжает аналитик, паниковать должны и японцы. Даже посильнее американцев. Ведь товарищ Си заявил, что итоги встречи превзошли его ожидания. Что может быть хуже для японцев?

Американец точно на скрижали вырезает: дни с 22 по 24 марта 2013 года, связанные с официальным государственным визитом Си Цзиньпина, точнее, с его первым зарубежным визитом после принятия высшего государственного поста, к сожалению, дали историческое начало новому антиамериканскому геополитическому альянсу в Восточной Азии.

По мнению Гарнера, встреча двух лидеров подтвердила их намерения формировать стратегическое партнёрство, которое позволило бы им продвигать интересы двух стран. Аналитик считает, что явно подтверждаются стратегические и территориальные интересы каждой страны, включая и претензии на спорные территории. Для Китая здесь острова Дяоюйдао (Сенкаку), на которые претендует Япония, и острова в Южно-Китайском море, на которые претендуют Филиппины, Малайзия и Вьетнам. Для России же подобные территории включают в себя четыре острова, полагаемые Японией её «северными территориями», а в России именуемые Южными Курилами. Аргументирует своё мнение американский журналист тем, что на совместной пресс-конференции после встречи Си и Путин особенно подчеркнули, что право держав-победительниц во Второй мировой войне (читай: России и Китая, замечает нервно журналист, не догадываясь о том, какие далёкие исторические выводы из его замечания могут сделать иные американские читатели) не может быть пересмотрено. Подобные заявления указывают на то, полагает Гарнер, что между Россией и Китаем налажена координация и взаимная поддержка при разрешении международных споров — в частности в Организации Объединённых Наций, где обе страны являются постоянными членами Совета безопасности ООН, имеющими право вето.

Затем Гарнер и вовсе хватается за голову. Ведь китайские и русские чиновники подписали 30 соглашений о сотрудничестве в области энергетики, торговли, технологий и военного обмена. Всё это — соглашения не просто стратегически важные, но незаменимые для обеих стран. В сфере военной техники Россия оказалась бесценным и незаменимым поставщиком для Китая: Запад, возглавляемый США, по-прежнему блокирует передачу ему военных технологий.

Дошло до того, что товарищ Си побывал в Центре оперативного управления Вооружёнными Силами — там, где никто из иностранных лидеров прежде не бывал! Здесь китайцам была разрешена даже видеосъёмка, рассказывает журналист.

А чтобы чувствовать себя связанными покрепче, китайцы и русские договорились усилить энергетическое сотрудничество. По мнению американца, Москва боится такого фактора конкуренции, как газовая «сланцевая революция», к тому же энергетика является наиболее важной отраслью России. Поэтому Россия и Китай запланировали совместно развивать добычу угля, нефти и газа на территории России и обеспечивать текущие и будущие энергетические потребности Китая.

Итак, резюмирует Гарнер, что нам действительно известно, так это то, что саммит Си и Путина свидетельствует: американская дипломатия на протяжении последних четырёх лет не смогла эффективно мотивировать Китай, дабы тот наметил курс, согласующийся с интересами США. Скорее всего, администрация Обамы проявила себя с милитаристской стороны, придерживаясь риторики об укреплении США и ориентации на АТР, а в целом явно проводя антикитайскую стратегию. Наряду с этим риторика включала и возвращение антисоветской холодной войны. «Русские объятия», пишет с горечью журналист, казалось, были задуманы как противовес американской гегемонии и региональным военным союзам, в частности, альянсу между США и Японией. Вполне вероятно, что встреча Си и Путина 22-24 марта явилась поворотным геостратегическим пунктом в истории.

Подведём итоги. Официально у России и Китая всё отлично. Однако русские аналитики и обозреватели опасаются, что тут дела обстоят как в песенке: «Всё хорошо, прекрасная маркиза». Родина вот-вот превратится в сырьевой придаток уже не Запада, но Китая, китайские инвестиции окажутся невелики, а будут кредиты с процентами, которым власти в Кремле отчего-то всегда рады. Что касается самолётов и двигателей, то благодаря новым соглашениям китайцы в ближайшие годы скопируют всё, что не смогли скопировать раньше. Си Цзиньпин с чисто китайской откровенностью заявил о том, что результаты визита превзошли его ожидания.

Западные эксперты и журналисты тоже бьют тревогу: ведь теперь, когда Россия и Китай заключили настоящий стратегический союз, Курилы останутся у России, а Сенкаку отойдут к Китаю. Мало того, с этих пор Пекин и Москва представляют единого и очень злого врага Вашингтона, здорово расстроенного антисоветчиной Белого дома. Раньше было два относительно небольших врага, а после встречи 22-24 марта на планете объявился один крупный враг, что позволило журналисту «Форбс» мистеру Гарнеру заключить, что вся политика администрации Обамы — провальна. Отныне даже «сланцевая революция» не страшна России: ведь она станет поставлять энергоресурсы Китаю, а ему нужно их много. Плохо от русско-китайской встречи станет и Японии, американской союзнице (пока, правда, о массовых харакири в правительстве там не слышно). Наконец, то, что товарищи Путин и Си пожали друг другу руки, свидетельствует о наступлении новой исторической эпохи: с дружбой КНР и РФ мировая геополитика сделает крутой поворот.

Обозревал и переводил Олег Чувакин

ИСТОЧНИК: topwar.ru