США: грядёт «финансовый обрыв»?
На прошлой неделе американский центральный банк, более известный как Федеральная резервная система, принял очередную программу «смягчения». Эта программа отличается от предыдущих по двум «пунктам». Во-первых, эксперты полагают, что она представляет собой не что иное, как попытку компенсировать ошибки политиков, которые вот-вот (в ближайшие недели) допустят сокращение госбюджета и повышение налогов (на богатых). Отныне Бен Бернанке, глава ФРС, полагает, что пришла пора бороться с рецессией собственными методами и силами. Во-вторых, центробанк США, решив печатать и вливать в экономику новые многомиллиардные пачки денег, увеличивая тем самым свой баланс: каждое новое вливание уже не будет сопровождаться соответствующим изъятием.
Но — обо всём по порядку.
ФРС решила печатать и вливать в экономику ещё по 45 млрд. $ в месяц, тем самым будто бы борясь не с кризисом, а с политиками. Декларируемая обновлённая задача ФРС — компенсировать ущерб от так называемого «финансового обрыва», которого в Америке теперь страшатся даже старшеклассники. Вопрос в том, хватит ли у регулятора бумаги…
В соответствии с предыдущей своей программой «количественного смягчения» ФРС покупает каждый месяц ипотечных облигаций на 40 млрд. $. Теперь же система вдобавок начнёт покупать и казначейские облигации на 45 млрд. $. Стало быть, с января в экономику США ежемесячно будут вливаться 85 млрд. $ свеженапечатанных долларов.
Новая программа системы идёт на замену так называемой «Операции Твист». В рамках старой программы ФРС ежемесячно покупала краткосрочные казначейские облигации и продавала на такую же сумму долгосрочные. Ключевое отличие новой программы: ФРС не изымает такую же сумму из экономики, а (внимание) просто увеличивает свой баланс. Причём (снова внимание) у расширенной версии программы нет даты окончания. ФРС лишь обещает проводить смягчение до тех пор, пока не увидит признаки значительного улучшения ситуации на рынке труда, т. е. снижения уровня безработицы в США.
Согласно обновлённому прогнозу ФРС, уровень безработицы снизится до 6-6,6% лишь в 2015 году. Инфляция при этом не будет превышать 2,5%.
Таким образом, в США не только не предвидится скорого роста экономики, но и в борьбе с безработицей ФРС предполагает раскрутить спираль инфляции. Очень необычное решение, тем более в условиях, когда нефть может кое-где перестать торговаться за доллары (турки уже покупают её у Ирана за золото), а китайцы обещают вывести юань в ключевые валюты. При таком рискованном раскладе при любом дрожании нефтедоллара к 2015 году от экономики США мало что останется. Вся беда Вашингтона в том, что американская верхушка — будь то Бен Бернанке, босс ФРС, или Обама, президент страны, или Х. Клинтон, госсекретарь, — воспринимает мир как статичный. А он, на американскую беду, ежедневно меняется…
Аналитики уже поговаривают об «экономическом конце света» в США. Масла в огонь подливает то, что последняя встреча лидера республиканцев Джона Бонэра и президента страны Барака Обамы, как и прежние, закончилась ничем. Встречались они как раз по поводу выработки финансового компромисса.
В связи с неопределённостью в США мировой рынок ценных бумаг изрядно потряхивает, начиная с конца ноября. Настроения инвесторов аналитики характеризуют как «умеренно-негативные». Позиции в рисковых активах планомерно сокращаются — именно в связи с возросшей вероятностью наступления «fiscal cliff» в США, а точнее, с тем, что в настоящий момент не существует определённости в вопросе, как именно президент Америки намерен предотвращать «обрыв». Это провоцирует одну за другой волны распродаж. Заодно в США падает и рынок недвижимости. Да и валюта национальная не укрепляется.
В прошлую пятницу американский доллар упал с почти девятимесячного максимума против иены, а евро, наоборот, вырос — до самого высокого уровня против доллара с начала мая 2012 г. Инфляцию доллара вызвали не только опасения по поводу «обрыва», но и новые меры, предпринятые ФРС. Основные финансовые индексы тоже понизились. Андрес Гарсия-Амайя, рыночный стратег «J.P. Morgan»,говорит:
«Неопределённость (результата финансовых переговоров Обамы и Бонэра) в основном держит рынки в заложниках в краткосрочной перспективе».
Обозреватель Марк Фельзенталь отследил реакцию рынков на заявления Барака Обамы и Джона Бонэра. Если первый говорит оптимистично, то второй, республиканец, пугает народ мрачными прогнозами. Даже крайне мрачными. Просто чёрными. Таким образом, рынки негативно реагируют не только на то, что демократы и республиканцы до сих пор не договорились, но и на эмоциональную окраску переговоров или личных заявлений.
Барак Обама, ратуя в обществе за поддержку налогообложения богачей, посещает заводы и задвигает там горячие речи, а Джон Бонэр с кислой миной продолжает описывать ситуацию как тупиковую. Параллельно оба политика участвуют в разного рода ток-шоу, где выпускают пар перед дебатами в Палате представителей.
Рынки, наблюдая за политиками, падают после речей Бонэра, и восстанавливаются после заявлений Обамы. Такая картина повторяется несколько недель.
Демократы призывают республиканцев не тянуть с принятием закона, а республиканцы тянут. Движения навстречу не наблюдается.
Обама прямо заявляет. что готов подписать документ, но республиканские участники дискуссии упорно не желают уступить.
Бонэр отвечает тем, что заявляет: план Обамы по повышению налогов на богатых — неправильный; тут тупиковый подход и даже самообман. План президента он называет «дорогой в никуда».
Российский аналитик Самир Шахбаз пишет:
«До очередного экономического конца света в США остаётся три недели. Если за этот срок республиканцам и демократам не удастся договориться, страна переживёт так называемый «финансовый обрыв» (fiscal cliff). Так, по крайней мере, рисуют ситуацию американские СМИ».
Но о катастрофе сегодня говорить вряд ли приходится. Тот же Шахбаз замечает, что «до тех пор, пока в мире главная валюта — доллар, сам мир не допустит банкротства страны, у которой находится заветный печатный станок».
То есть пока нефть торгуется за петродоллары, у этих самых долларов будет обеспечение в виде энергоресурсов, пусть и искусственное, существующее до того времени, пока доллар не исключён из резервных валют мира и не заменен, скажем, юанем — к чему Китай усиленно стремится, и на последнем съезде КПК об этом было прямо сказано.
«Финансовый обрыв» представляет собой не экономический обвал, а проблему с решением вопроса о вступлении в силу 1 января 2013 года перечня существенных изменений. В США будут прекращены почти все налоговые послабления и серьёзно сокращены государственные расходы, в том числе и по линии Пентагона.
Барак Обама собирается с 1 января обложить богатых американцев (тех, кто зарабатывает более 250.000 долларов в год) дополнительным подоходным налогом — максимальная ставка его составит 39,6%. Во время предвыборной гонки этому очень возражал Митт Ромни, который заявлял, что именно богатые-то и дают основные налоговые поступления. Впрочем, экономические тезисы Обамы пользуются поддержкой общества. По данным последних социологических опросов, за повышение налогов на богатых выступает более 60% американцев.
Сначала — повышение налогов на богатых, а уж потом мы придумаем, как нам жить дальше. Такова логика мистера Обамы. В интервью агентству «Блумберг» президент США сказал: «Давайте поднимем налоги на людей с высоким заработком», а затем «выработаем процесс с временными рамками и в конце 2013, или осенью 2013 начнём работу над реформой налоговой системы». То есть примерно через год можно будет задуматься о снижении налогов, коснувшихся богачей.
Республиканцы же уповают на создание рабочих мест в США (впрочем, и Обама об этом думает — недаром в Чехии Х. Клинтон вовсю лоббировала компанию «Вестингауз», которая-де лучше всех построит в стране два новых блока к АЭС «Темелин», а заодно создаст для американцев 9.000 рабочих мест), что позволит заодно увеличить число налогоплательщиков. А те меры, что сейчас предлагает Белый дом, будут, по их мнению, успешны лишь в краткосрочной перспективе: ведь может повыситься уровень безработицы и сократиться ВВП.
Трудно сказать, добьётся ли своего Обама, думающий одновременно и о рабочих местах, и о социальных программах, и о повышении налогов на богатых. Ведь никакой конкретики от него не поступает.
Аналитик «Potomac Research Group» Грег Валлье по этому поводу пессимистично заявляет:
«Пришло время увидеть падение с обрыва».
Стэн Коллендер, эксперт по бюджету, считает, что можно дать один шанс из четырёх — за то, что республиканцы и демократы договорятся к январю:
«Гораздо более вероятно, что мы упадём с обрыва, а затем вскарабкаемся на его край — задним числом, в январе».
Некоторые известные зарубежные эксперты в области экономики находят крайне опасным сочетание повышения налогов и снижения государственных расходов, которое запланировано на 1 января. Например, Мартин Фельдштейн прямо заявляет, что подобное финансовое мероприятие позволит снизить дефицит бюджета на пять процентов ВВП в период между 2012 и 2013 гг., но, несмотря на необходимое сокращение бюджетного дефицита Америки, столь резкое сокращение сейчас, когда экономика ещё очень слаба, оказалось бы серьёзной ошибкой. (Что касается нынешнего дефицита федерального бюджета, то он в США огромен: 1,1 трлн. долларов).
Мало того, аналитик убеждён, что ФРС ничего не может сделать, чтобы предотвратить экономический спад — если только «финансовый обрыв» не будет преодолён.
Но как же это сделать?
«Обрыва» можно избежать только путём принятия закона, т. е. одобрения его обеими палатами Конгресса и подписания президентом. Но сейчас имеет место явный конфликт между республиканцами и демократами из-за вопроса о повышении налогов на богатых, который представляется эксперту неразрешимым. Дело в том, что это не только экономический, но и политический конфликт. Ведь, несмотря на то, что те люди, у которых достаточно высок уровень дохода, составляют лишь около трёх процентов от всех налогоплательщиков, они платят более 40% от всех налогов на личные доходы в Америке.
И даже если Обама продвинет свой проект, и сенаторы договорятся между собой о каком-либо компромиссе, в долгосрочной перспективе американские финансовые проблемы не будут разрешены. По мнению Фельдштейна, Соединённым Штатам следует замедлить увеличение расходов по пенсионным программам, программам поддержки среднего класса и заодно повысить доходы бюджета за счёт ограничения налоговых расходов в рамках фундаментальной налоговой реформы. И это будет лишь первым актом длинной «фискальной пьесы», пишет он.
Что касается общества, то оно в любом случае теряет.
Обозреватель «Ассошиэйтед Пресс» Сюзанна М. Шейфер рассказывает о том, что Америка, воюя на разных фронтах больше десятка лет, теперь планирует в ходе «сделки между Конгрессом и Белым домом» сократить федеральные расходы в областях военного медицинского страхования, пенсионного обеспечения и других сфер, которое долгое время считались «неприкасаемыми».
Джереми Хилтон из Берка, штат Вирджиния, ухаживающий в настоящее время за ребёнком-инвалидом, пока его жена отдаёт долг родине в качестве офицера ВВС, говорит:
«Я чувствую страх перед неизвестностью, а ещё хуже то, что члены нашей семьи могут остаться без работы. Мы все обеспокоены тем, что вот-вот случится…»
Министр обороны США Леон Панетта и председатель Объединённого комитета начальников штабов генерал Мартин Демпси уже предупредили общественность, что новые финансовые бюджетные решения будут иметь разрушительные последствия для всех служащих вооружённых сил: ведь Пентагон будет вынужден сделать сокращения на миллиарды долларов — в самое короткое время.
Джереми Хилтон говорит, что ожидание «сводит нас всех с ума». Ранее мистер Хилтон (ему сейчас 40 лет) окончил Военно-воздушную академию, потом перешёл служить во флот — и восемь лет отдал флоту в качестве подводника. Затем он решил оставить военную службу и быть дома с двумя детьми, а заодно получить степень магистра.
Обама недавно заявил, что зарплата и жильё военных, находящихся на действительной военной службе, в основном затронуты не будут, если только удастся договориться и предотвратить «финансовый обрыв». Но сокращение сильно заденет гражданских сотрудников Пентагона, а также подрядчиков.
56-летний мистер Брансон вышел в отставку в звании мастер-сержанта после 24 лет службы в ВВС. Его жена говорит, что сейчас им очень помогает военная медицинская страховка: они платят всего 41 $ ежемесячно. Она добавляет, что военным страхованием охватывается полностью хирургия, которую проходил её муж, раковый больной. До сих пор они потратили личных денег только 100 $. Но они подсчитали, что если новые законы будут приняты, им бы пришлось выложить за всё 99.000 $. Реформа Обамы быстро сделает их должниками прожорливой медицинской системы.
Сокращение расходов и увеличение налогов, которые неизбежно вступят в силу в январе 2013 года, заденут в основном Министерство обороны. Это начало программы сокращения, рассчитанной на десять лет и позволяющей сэкономить около 500 млрд. $. Всего же Белый дом хочет сэкономить 1,2 трлн $ путём всевозможных сокращений.
И одной из вероятных целей сокращения окажется система по уходу за здоровьем военных «Tricare». Сейчас она обеспечивает медицинское страхование почти 10 миллионам активных мужчин и женщин, отдающих долг родине, военным пенсионерам, резервистам и членам их семей. Затраты на программу поднялись с 19 млрд. $ до 53 млрд. $. Это неудивительно: в последние годы в США всё больше военных. По сути, все они сегодня пользуются почти бесплатной медпомощью.
Последний раз спикер Палаты представителей мистер Бонэр заявил, что имеет «серьёзные разногласия» с президентом Бараком Обамой, 12-го декабря, в среду на прошлой неделе. Причём на сей раз Бонэр выступил «оптимистично».
«Я из тех людей, которые говорят, что стакан наполовину полон. Я по-прежнему самый оптимистичный человек в этом городе (Вашингтоне). Но у нас есть некоторые серьёзные разногласия».
Так Бонэр сказал журналистам на пресс-конференции.
В последние дни Обама и мистер Бонэр торгуются о сумме в 600 млрд. $, дабы установить окончательную величину повышения налогов и сокращения бюджетных расходов, которые должны неминуемо стартовать с 1 января — не то Америка скатится в «финансовый обрыв».
Но аналитики сомневаются, что эти двое сторгуются. Представитель республиканцев от штата Иллинойс Джон Шимкус 12 декабря заявил журналистам, что Бонэр посоветовал сенаторам закупиться ёлочными игрушками, уехать из Вашингтона и не строить никаких планов.
Наряду с переговорами о сокращении расходов и повышении налогов противники оперируют баснословными суммами грядущих доходов: Обама верит, что родная Америка получит в бюджет около 1,4 трлн. $ новых доходов — за десять лет, а Бонэр говорит о примерно 800 миллиардах. Но в обоих случаях совершенно неясно, как столь высокие показатели будут достигнуты.
При этом Бонэр откровенно сказал, что программа Обамы не пройдёт через сенат. Главное возражение Бонэра и вообще республиканцев — повышение налогообложения богатых людей, то есть тех, у кого годовой доход превышает 250.000 долларов. В этом вопросе мистер Бонэр уступать не собирается.
Как видим, аналитики единодушно предсказывают США «финансовый обрыв» в январе 2013 года, виной которому — несговорчивость Бонэра по поводу атаки Обамы на богатых капиталистов. Даже некоторые уступки Обамы пока нисколько не помогли ходу переговоров. Заодно положение в США осложняет и то, что установленный порог госдолга — 16,4 трлн. долларов, — вскорости будет пройден. Что касается инвесторов, то рынки лихорадит уже только потому, что имеет место неопределённость. К тому же на фоне новых мероприятий ФРС слегка пошатнулся доллар.
Подождём января…
Обозревал и переводил Олег Чувакин
ИСТОЧНИК: topwar.ru