Инженерное образование: как готовят кадры новой промышленной революции

Переход к «Индустрии 4.0» – Четвертой промышленной революции – требует не просто обновления технологий, но и переосмысления системы подготовки инженерных кадров. Массовое внедрение искусственного интеллекта, автоматизация производственных процессов, цифровизация всех отраслей экономики создают запрос на новые компетенции и практико-ориентированное образование. Именно этим вопросам был посвящен Форум движения «Инженерные кадры России» (ИКаР), где эксперты обсудили формирование эффективной системы профориентации в условиях новой индустриализации.
Модератором форума, прошедшего в Национальном центре «Россия» в Дни Челябинской области, выступила главный редактор телеканала TV BRICS Ксения Комиссарова. Мероприятие объединило представителей федеральных и региональных органов власти, руководителей промышленных предприятий, вузов и других образовательных учреждений.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер в приветственной речи подчеркнул, что в настоящее время обеспечение технологического суверенитета страны является важнейшим системообразующим вопросом.
«Целенаправленное взаимодействие промышленных предприятий, научных центров и образовательных организаций открывает новые горизонты для различных сфер промышленности», – сказал Текслер.
Особое внимание участники форума уделили вопросу профориентации школьников. Директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Виктор Неумывакин подчеркнул, что профориентация должна стать не разовым мероприятием, а частью образовательного процесса.
«Школьник должен понимать, какие профессии и специальности востребованы, ориентироваться в мире профессий, и задача школы – помогать ему в этом вопросе», – заявил он.
Форум состоялся в преддверии XII сезона Всероссийского профориентационного технологического конкурса «Инженерные кадры России». За прошедшие 12 лет его удалось масштабировать не только в стране, но и за ее пределами. Предыдущий сезон собрал более 1,4 тыс. команд из 62 субъектов России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
Как отметил председатель оргкомитета форума «Инженерные кадры России» Владислав Халамов в эксклюзивном комментарии TV BRICS, конкурс уже доказал свою эффективность как инструмент подготовки инженерных специалистов нового поколения.
«ИКаР создает интересные и увлекательные технические кейсы, давая ребятам возможность проявить себя на спортивных состязаниях. Этот подход уже принес значимые результаты: первые выпускники успешно стали специалистами промышленных предприятий. Мы гордимся ими, поддерживаем связь с их работодателями и, конечно, готовим следующую волну профессионалов», – поделился Халамов.
В свою очередь, руководитель проекта «Инженерное образование» одной из частных школ Самарской области Сергей Николаенко в беседе с медиасетью заявил, что особенность движения ИКаР заключается в комплексном подходе, который сочетает проектную робототехнику и соревновательную деятельность с реальными предприятиями. Дети с раннего возраста создают проекты, направленные на улучшение производственных процессов, а также посещают предприятия, знакомятся с оборудованием и технологиями, получают практический опыт и видят, как знания применяются в реальной жизни.
Тема профориентации и научно-технического потенциала сегодня актуальна не только для России, но и для других стран БРИКС. В современном мире технологический суверенитет и промышленное развитие становятся факторами экономического роста, поэтому вовлечение молодежи в реальные производственные проекты является приоритетом для многих государств.
В Китае, например, в апреле этого года представили рекомендации по трудоустройству выпускников, где ключевое место занимают карьерное консультирование, практика на производстве и поддержка студенческого предпринимательства. Цель – создание национальной сети профориентации для молодежи, пишет информационное агентство «Синьхуа», партнер TV BRICS. По прогнозам, в 2025 году число выпускников колледжей в Китае достигнет 12,22 млн человек, что на 430 тыс. больше, чем в предыдущем году.
В Индии также реализуются программы, направленные на формирование профессиональных навыков. Например, одна из страховых компаний республики позволит студентам 25 школ и колледжей получать карьерное консультирование, оценку их способностей, актуальную информацию о профессиях и обучение ключевым навыкам, необходимым для трудоустройства, включая английский язык и компьютерную грамотность. Программа охватывает более 200 молодых людей в Мумбаи, Тхане и Палгхаре штата Махараштра, сообщает Asian News International (ANI), партнер TV BRICS.
Организатором форума «Инженерные кадры России» выступило министерство образования и науки Челябинской области при поддержке губернатора региона.
Источник: tvbrics.com