Новый интеграционный проект для Евразии как ценность
Современный, ориентированный на достижения ум западного человека, сосредоточенный исключительно на материальных интересах, прибыли, власти и удовольствиях, всякий раз приходит в состояние раздражения и экзистенциальной тревоги, когда сталкивается с «иррациональной», с его точки зрения, реакцией приверженцев христианских и иных ориентированных на ценности традиций на «безобидные» (на взгляд западного человека) «шалости» развязных карикатуристов и шоуменов, подряжаемых для того, чтобы проводить разрушительные символические атаки на духовные основы многовековой общечеловеческой цивилизации.
«Кто стреляет в прошлое из рогатки, в того будущее выстрелит из пушки», — заметил как-то замечательный аварский поэт Расул Гамзатов. Глубока мудрость этих слов, но «сон разума рождает чудовищ». Можно сколько угодно талдычить о «демократии», о «свободе слова и самовыражения», а также о других либерально-демократических «принципах и ценностях», но ясно одно: начало XXI века ознаменовалось новым масштабным витком эскалации глобальных социокультурных, демографических и геополитических конфликтов.
Что стоит за этой псевдо-карнавальной попыткой осмеяния и дискредитации древних символов и идей? Несомненно – инстинктивный страх перед возрождением на мировом геоэкономическом и геокультурном атласе пробуждающихся от летаргического сна древних миров-экономик, представленных отнюдь не «лишними» людьми и не «лишними» культурами — «лишними» только с точки зрения представителей «золотого миллиарда», которым существование этих людей и культур видится «средневековым анахронизмом».
Один из наиболее глубоких мыслителей ХХ века Фернан Бродель указывал на то, что великие миры-экономики прошлого создавались, развивались и взаимодействовали друг с другом именно на очередной волне современных им мировых надломов и кризисов. Более того, многие великие интеграционные идеи не раз возрождались из пепла истории и каждый раз, модернизируясь, вступали в новые циклы развития именно в условиях очередной критической конъюнктуры, опираясь на собственные традиции и историческую память своих носителей — народов и цивилизаций (см. феерический взлет древнейших экономик Японии, Китая, Индии, etc).
Великая идея единства народов Евразии не раз возрождалась на бескрайних просторах между Атлантическим и Тихим океанами со времен персидских и эллинистических династий, династий чингизидов и тимуридов, со времен Петра Великого в непрерывных попытках заполнения этого географического пространства жизнеспособной наднациональной системой производящих центров, торговых и культурных коммуникаций.
Достаточно окинуть непредубежденным взглядом карту мира, чтобы убедиться, что ныне опять это гигантское евразийское пространство зияет некой логически непостижимой «дырой» между четко определившимися и взаимодействующими Атлантическим и Тихоокеанским ареалами. Древняя, традиционная сеть сухопутных «шелковых путей» почти полностью уступила место не менее традиционной сети морских «шелковых путей», дополненных ныне современной сетью воздушных перевозок и паутиной Интернета. Достаточно обратить внимание на то, что нынешние объемы перевозок по Транссибу составляют всего 1% (!) по отношению к морским перевозкам между Тихоокеанским и Атлантическим центрами мирового хозяйства.
Разруха и кризисы в государственных системах начинаются, как известно, с «разрухи в головах», но, похоже, что ею и заканчиваются. Во всяком случае, закончатся, если уроки кризисов и идейных шатаний расчистят, наконец, почву для нового исторического витка возрождения и реализации великой евразийской идеи, которая глубоко укоренилась в исторической памяти народов.
Ветхая евроцентристская идея Карла Великого, до сих пор витающая в умах архитекторов «евроинтеграции», идея, вечно направленная своим агрессивным острием на Восток («Дранг нах Остен»), переживает сегодня не лучшие времена. И тем не менее западноевропейские и эпигонствующие по отношению к ним постсоветские «евроинтеграторы» делают все возможное, чтобы смутить этой идеей историческую память народов евразийского пространства.
Более того, за прошедшее время коррумпированные политико-олигархические элиты во многих постсоветских странах ухитрились подсесть на «долговую иглу» МВФ и других финансовых организаций, позволив опутать себя сомнительными и обременительными обязательствами перед военно-политическими структурами «Евро-Атлантики».
Однако по мере нарастания системного кризиса западной «Атлантиды» их хватка начала слабеть, а привлекательность их идей в глазах населения — падать. Так, у нас в Молдове за три года драматического правления местных «евроинтеграторов» рейтинг привлекательности Евросоюза (а тем более НАТО) сполз с высокой отметки порядка двух третей до менее половины (!) от количества населения.
Люди начинают понимать, что интегрирующий потенциал современной Западной Европы исчерпан, что у европейского человека наступил «кризис несварения», что никто и никого больше в Евросоюз, тем более в «Шенгенскую зону» не пропустит. Что цель «евроинтеграторов» совсем иная – создать буфер, или «санитарный кордон», между Евросоюзом и будущим Евразийским союзом, сделать все возможное и невозможное, чтобы не допустить вовлечения стран бывшей Российской империи в орбиту нового интеграционного проекта для Евразии…
Естественно, одной общей привлекательностью евразийского проекта не обойтись, необходимо оказать продуманную, эшелонированную и действенную поддержку всем тем богатым крепкой исторической памятью умам на пространствах бывшего СССР, для которых великая евразийская идея представляется жизненной необходимостью на пути к обретению нашими народами своего национального лица и своего достойного места в мире. Для людей, мыслящих подобным образом, вопрос этот стоит так: «Евросоюзу, где нас не хотят, не выжить без Евразийского союза, в котором нам – самое место».
Такова логика истории, и тех, кто отказывается от опыта и памяти своих предков, ждет безотрадная участь «лишних людей» и «лишних экономик», ибо для того, чтобы отвоевать, восстановить надлежащее и достойное место в мировой геосистеме, необходимо, прежде всего, избавиться от психологического комплекса «лишнего». Главное – не упустить время, не скомпрометировать (в который раз!) эту великую идею нового интеграционного проекта для Евразии – замечательный и уникальный продукт совместного героического опыта многих десятков народов.
Виктор Боршевич
ИСТОЧНИК: fondsk.ru