Посол КНР назвал плодотворным сопряжение инициативы «Один пояс — один путь» с ЕАЭС

Китай является крупнейшим торговым партнером России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сопряжение инициативы «Один пояс — один путь» с ЕАЭС очень плодотворно, заявил посол Китая в Москве Чжан Ханьхуэй.
«Китай является не только крупнейшим торговым партнером России, но и крупнейшим торговым партнером Евразийского экономического союза. Сотрудничество по сопряжению инициативы «Один пояс — один путь» и ЕАЭС также очень плодотворно», — сказал он, выступая в посольстве Китая в России на мероприятии, посвященном 74-й годовщине образования КНР и установления российско-китайских дипломатических отношений.
Дипломат также указал, что глобально значение китайско-российского стратегического сотрудничества «становится все более очевидным». «Наши страны совместно защищают цели и принципы Устава ООН, решительно выступают против гегемонизма», — добавил Ханьхуэй.
Глава диппредставительства подчеркнул, что Москва и Пекин «способствуют реализации исторического расширения ШОС и БРИКС в условиях, когда в мире ускоренными темпами происходят глубокие изменения».
Департамент макроэкономической политики представил аналитический доклад «Сопряжение стратегии развития Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), который включает в себя комплексный анализ предпосылок, возможностей, перспектив и рисков сопряжения ЕАЭС-ОПОП, а также предложения по мерам его реализации.
Задачи по разработке и принятию «дорожной карты» сопряжения предусмотрены Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Как отмечается в докладе, для ЕАЭС важно выработать собственное стратегическое видение процесса сопряжения с ОПОП. Это важно с точки зрения оценки потенциальных выгод и потерь государств ЕАЭС от встраивания в проекты ОПОП и выбора конкретных сфер, направлений и механизмов сопряжения.
Инициатива «Один пояс, один путь», несмотря на свой комплексный характер, связана в большей степени с развитием транспортно-логистической инфраструктуры. В докладе этому посвящен отдельный раздел, в котором проводится оценка текущего состояния действующей и необходимости строительства новой транспортно-логистической инфраструктуры для развития торговли и транзита в рамках сопряжения ЕАЭС-ОПОП. Помимо транспортной связанности регионов ЕАЭС и КНР в исследовании ЕЭК затрагиваются вопросы наращивания экспорта стран ЕАЭС и формирования совместных производственных цепочек, валютно-финансового и инвестиционного сотрудничества, а также взаимодействия в цифровой сфере.
Среди практических результатов оценки потенциала сопряжения в докладе выделены три категории товаров, перспективных с точки зрения развития экспорта ЕАЭС в КНР.
1. Потенциал начала торговли существует для той продукции, которую страны ЕАЭС активно экспортируют в третьи страны, но не поставляют в Китай, а Китай активно закупает, но не у государств ЕАЭС. Среди них, к примеру, продукция автомобильной промышленности (некоторые виды легковых автомобилей, велосипеды и части к ним), фармацевтическая и медицинская продукция (некоторые лекарственные средства, линзы, ортопедические приспособления); посудомоечные машины; некоторые текстильные изделия (ковры, материалы, пропитанные полиуриетаном), изделия из железа, химическая продукция, некоторые виды мяса, а также ткани и пряжа из натуральных и синтетических волокон.
2. Перспективы активизации торговли можно выявить для товаров, поставки которых из ЕАЭС в КНР присутствуют, но являются незначительными в сравнении с объемами торговли с третьими странами. К этой категории относятся, в частности, сыры, иммунологические продукты, сельскохозяйственные машины, молоко и сливки и другие товары.
3. Возможности для торгового сотрудничества также возникают в результате торговой войны между США и Китаем. Введение дополнительных таможенных пошлин в отношении продукции США обуславливает временную повышенную конкурентоспособность товаров ЕАЭС, в отношении которых подобные меры не действуют. К примеру, части к сельскохозяйственным машинам, ациклические эфиры, несеменной овес, карбамидные смолы и другое.
Перспективы увеличения экспорта из ЕАЭС при реализации всех открывшихся возможностей в полной мере могли бы достигать 1,2 млрд долл. США в год, если бы соответствующие решения были приняты до сентября 2019 года. На текущий момент экспортные возможности реализованы не в полной мере. В частности, государства ЕАЭС не успели реализовать возможности в части поставок таких товаров, как соевые бобы, хлопчатобумажные ткани, трикотажные полотна и одежда, облицовочная плитка, трактора для сельскохозяйственных работ, циферблаты для часов.
В заключение приводятся рекомендации по преодолению выявленных проблем и сложностей в торгово-экономических отношениях между КНР и ЕАЭС, а также дорожная карта сопряжения ЕАЭС-ОПОП, включающая конкретные меры и действия по направлениям и сферам сотрудничества.