Российский политолог Виталий Третьяков: Сидение на двух стульях — генетическая черта украинских политиков
Журналистская братия частенько обвиняет его в снобизме. Возможно, завидуя тому, что к его мнению прислушиваются. Как во властных структурах, так и в деловых кругах. Незадолго до выборов в Крыму побывал известный российский политолог, журналист, телеведущий и создатель знаменитой «Независимой газеты» Виталий ТРЕТЬЯКОВ.
Искусство политической эквилибристики
— Виталий Товиевич, каковы, на ваш взгляд, основные проблемы, которые безотносительно этих выборов существуют для Партии регионов и Виктора Януковича?
— В первую очередь это финансовая проблема, собственно экономика. О вхождении в Европейский союз говорить бессмысленно, как и о каком-то ассоциированном членстве, ведь необходимо какое-то признание каких-то достижений украинской демократии, но пока Тимошенко в тюрьме (а ЕС хочет, чтобы она была не там), этого не будет. Взаимоотношения с Россией тоже среди главных проблем присутствуют. Но линия прежняя: мы хотим быть и с Брюсселем, и с Москвой. Сидение на двух стульях — генетическая черта украинских политиков, неизбежно связанная с тем, что Украина территориально находится между Россией и так называемой Европой. И Кравчук, и Кучма (только Ющенко откровенно проводил линию конфронтации), все тяготеющие по каким-то причинам к Москве (хотя бы по старым советским связям) президенты, включая Януковича, продолжают на этих двух стульях сидеть. Видимо, пытаясь извлечь максимум экономических выгод для своей страны. И это будет продолжаться. А вообще считаю, что массы проблем между Россией и Украиной не было бы, если бы вы назывались украинско-русской республикой. По моему убеждению, на Украине два государствообразующих народа, и если это признать как факт и соответствующим образом выстроить политическую конструкцию (например, президент — украинец, а премьер-министр — русский), то никаких проблем в отношении единства Украины или её федерализации не было бы.
— Но хватит ли политической воли, чтобы не просто продолжать придерживаться курса на сближение с РФ, но и объявить Украину украинско-русской республикой?
— В интересах украинского государства и сохранения этого государства воссоединение с Россией. Речь идёт о выживании европейской нации и европейской цивилизации в целом. Западная Европа была интеллектуальным лидером мира с начала эпохи Возрождения, а потом Просвещения. Но эта роль иссякла, европейцы закопали своё лидерство в могилу с интенсивностью, достойной лучшего применения. И если они сами решили уничтожить свою цивилизацию, если они хотят, чтобы браки были однополыми, а детей для них они будут забирать у кого-то другого, тогда кто будет воспроизводить эту европейскую нацию? Можно играть в какие угодно сексуальные игры, но не нужно объявлять семьёй то, от чего не родятся дети. И больше шансов выжить при крушении европейской цивилизации именно у восточной части Европы.
Вместе весело шагать по просторам
— И здесь уместным было бы вспомнить о той идее великой России, которую вы декларируете.
— Великой в смысле некоего естественного пространства народов и стран, собирающихся вокруг неё. Россия — союзообразующее государство в этой части Европы, и это неизбежно, поскольку нет абсолютно независимых стран и территорий, малые и средние страны так или иначе тяготеют к глобальным центрам силы. Сегодня ими являются США, ЕС, Китай и, несмотря на свою ослабленность, Россия. И политика лавирования между двумя центрами силы, которую проводит украинская элита, бесперспективна: рано или поздно придётся решать: с кем? И великая Россия — это естественная объективная фиксация того естественного исторического процесса, который происходил до нас, помимо нас развивался и будет развиваться дальше.
— Жизнеспособна ли идея Евразийского союза? Не обречена ли она на провал? Ведь одной из причин развала СССР являются как раз национальные противоречия.
— В слово «империя» я не вкладываю ни негативного, ни позитивного смысла, а употребляю его как термин. Империя — это большие межгосударственные образования, складывающиеся вокруг союзообразующего государства.
И можно давать разные прогнозы, кого в очередной раз эта неоимперия соберёт вокруг себя (но понятно, что тут не окажется Польша или целый ряд республик бывшей Югославии). Сегодня такого рода образования не скреплены железной рукой, да и раньше Российская Империя прирастала территорией вполне мирно, таких колониальных войн, как Англия и Франция, она никогда не вела. Имперские точки или центры силы возникают неспроста, а в традиционных местах, там, где это когда-то уже было. Однако тогда межгосударственные имперские образования могли существовать и триста лет, но сейчас темп истории и жизни ускорился, силовая компонента в чистом виде не проявляется, союзы живут 65-70 лет. СССР, реально созданный после победы большевиков, погиб на 74-м году существования. Срок ЕС тоже приближается.
Реквием по загнивающему Западу
— То бишь ресурс жизни этого межгосударственного образования выработан?
— Да, как и любого другого. По моим прогнозам, к 2017 году Европейский союз распадётся по многим причинам. Но главная проблема империи — склонность к экспансии. Закон жизни империи: она должна расширяться, расширяться и расширяться, рано или поздно выходя за свои естественные границы. Например, американская империя на весь мир расширилась и на этом надорвалась. И Европейский союз расширился чрезмерно по своей жадности: видя, что СССР распался (что было мечтой многих), на Западе решили схватить всё, что от него отпало. Мы им говорили: мол, надорвётесь, но они схватили больше, чем могут удержать. И сейчас это особенно видно. Европейские политики всё чаще говорят в ПАСЕ, что ЕС всё больше напоминает Советский Союз времён застоя. ЕС рухнет по сценарию СССР. Мы уже видим конфликт между югом и севером, в котором «евросоюзовские» грузины — это греки. Что сейчас между Грецией и Германией происходит? Дошло до того, что греки обзывают немцев фашистами и нацистами. И это вроде бы не дикие русские и грузины, а толерантные европейцы, которых учили слова неполиткорректные не употреблять. Но когда Меркель прилетела в Афины, её встретили свастикой. Представляете, до какого градуса накалилась обстановка, если вспомнили Вторую мировую?
— Если следовать ходу вашей мысли, то Украина, пойдя по пути евроинтеграции, к 2017 году обречена на погибель, а если вступит в Евразийский союз, то у неё есть шанс просуществовать ещё лет 60-70 лет?
— Самая разумная политика: перескакивать из процветающего, но идущего к своему упадку и распаду союза, в тот другой, который только находится на пути своего подъёма. Но это очень тонкая политика, и если пытаться в этот «вагон» запрыгнуть в последний момент, могут сказать: «Извини, мы тебя раньше звали, ты не хотел, чего-то выжидал, а теперь, когда тебе приспичило, купи входной билет». А ведь ЕС и требует купить входной билет, выставляя целый ряд условий. В общем, нужно каждые 65-70 лет прыгать из союза в союз. Возможно, так далеко смотрят и украинские политики, но не говорят об этом и надеются, что успеют попасть в Евразийский союз в тот момент, когда плату за входной билет ещё не потребуют.
Вообще название «Евразийский союз» мне не очень нравится, потому что слово «Азия» для русских интеллигентов звучит как нечто уничижительное. Они говорят, что центр мировой экономики в Азию и тихоокеанский регион перемещается, но хотят жить по-европейски. И я бы всё-таки это называл как Восточно-европейский союз, точнее, Российский союз, то есть то, что исторически вокруг России складывалось.
Назарбаев: хитрец или провидец?
— Вообще, насколько мне известно, идею Евразийского союза ещё в 1994 году предложил Назарбаев.
— Он очень умный человек, я его хорошо знаю. Именно я в «Независимой газете» опубликовал полный текст этого его проекта. Безусловно, как умный и дальновидный политик он уже тогда понял, хорошо, если бы ситуация сложилась так, чтобы Казахстан, выйдя из состава Советского Союза (в общем-то не желая того), оставался независимым государством, не порвал окончательно с Россией. Назарбаев хотел «зарезервировать» за собой место (союз вокруг России неизбежно стал бы складываться), ведь чтобы был билет бесплатный и привилегированный, лучше самому эту идею провозгласить, чтобы потом сказать: мол, какие для меня условия, я же сам это провозгласил, а вы только реализовали мою идею, да и то с большим опозданием. Украина пока может лавировать между Брюсселем и Москвой, но более мелкие страны, увидев, что от Запада помощи нет, уже сейчас просятся в Таможенный союз и ЕЭС. И нужно ещё подумать, зачем нам Таджикистан? Во-первых, дальше граница с Афганистаном, и весь тот бардак, устроенный в частности и американцами, выйдет на наши границы. Во-вторых, широким потоком идут из Таджикистана наркотики, а если и формальных границ не станет, то наркодельцы вообще будут свободно ездить. Зачем нам это? Путин пока не даёт ответа на этот вопрос по каким-то соображениям. Сейчас те, кто раньше думал, капризничал и рассуждал о собственной независимости, к нам захотели, а через пять лет, когда ЕС начнёт трещать, к нам все побегут, будут записываться с утра в очередь. Пусть Евразийский союз будет меньше, но прочнее, всех брать не будем. Обойдёмся Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Это — оптимальная конфигурация. А ещё территории Южной Осетии и Абхазии. Возможно, Киргизия войдёт в Евразийский союз, она маленькая и стратегически очень выгодная, не случайно за неё так американцы держатся.
Палата №6
— Как-то вы сказали, что жить без идеи можно либо в сумасшедшем доме, либо в разлагающемся обществе. Сегодня идеи, подобно той, которая была в СССР, нет. Значит ли это, что мы живём в сумасшедшем доме?
— Естественно. Идеи должны обновляться, потому что советская идея, не всем нравившаяся, но имевшая много привлекательных черт, устарела уже в середине ХХ века. Идеи должны либо заменяться, либо обновляться, либо наполняться новым содержанием. Для маленьких государств и наций могут быть простые идеи. Например, Грузии (которая ничего плохого, кроме хорошего, от России не видела, но ведёт себя непристойно) достаточно трёх лозунгов, они же идеи: вступление в НАТО (чтобы защититься от России), европейские ценности (какие могут быть общие ценности в образе жизни грузин и немцев даже трудно представить) и восстановление целостности страны. Для Грузии этого достаточно, а для гигантской России с её историческим опытом — нет. То, что великая Россия должна остаться великой державой, и так понятно. Нужно сказать о чем-то ещё. Например, о том, что почти 30 миллионов русских живут за пределами нынешней Российской Федерации. Русский народ является самым большим разделённым в Европе. Но официальной российской риторикой эта проблема игнорируется. Есть и ещё целый ряд вопросов. Например, мы строим капитализм с человеческим лицом, а где оно? Мы строили социализм без всяких определений, а потом вдруг выяснилось, что в Швеции социализм лучше, чем в СССР. Так, может, мы и капитализм построим хуже, чем в Швеции? И какое оно, это человеческое лицо капитализма, когда у нас разрыв между самыми богатыми и самыми бедными всё растёт?
И почему в России образование более платное, чем на Западе? То же самое и с медициной. И нельзя из России сделать ни Германию, ни Швейцарию. Почему? А сделайте Швейцарию размером с Сибирь! Не получится. Вот и выходит, что люди живут, не зная, что впереди, потому и настроение у многих чемоданное. Кто может сказать в России, что мы строим? Капитализм? Рыночную экономику? Но рынок придумали не капиталисты и не социалисты, он возник, когда между людьми начался обмен. Рынок не нужно строить, его нужно регулировать и усовершенствовать. Украина гораздо больше Грузии, но думает, что главное — присоединиться к ЕС, и всё решится. Россия не может к кому-то присоединиться. Не может у неё быть такой национальной идеи. Россия не может находиться в подчинённом или равном положении. И русские так воспитаны, при том, что значительная часть российской интеллигенции (и это её родовой грех) завидует Западу и принижает собственную страну, что они интуитивно и рассудочно не могут себе представить, чтобы их страна подчинялась кому-то. Но куда мы идём? Да, это сумасшедший дом. Но и в сумасшедшем доме есть врачи, которые знают диагнозы, знают, как лечить болезни, знают, какие болезни неизлечимы. Даже в сумасшедшем доме есть стратегия…
Ирина Ковалёва
ИСТОЧНИК: kp.crimea.ua