Создание единой транспортно-логистической компании ЕЭП запланировано на 2013 год

Идея экономической интеграции Казахстана, России и Белоруссии находит воплощение в первом совместном проекте «тройки», создании Единой транспортно-логистической компании (ЕТЛК). Эксперты убеждены, что этот шаг позволит увеличить доходную базу всех национальных железнодорожных перевозчиков трех стран и обеспечит настоящий рывок в развитии логистики стран-участниц Таможенного союза, передает BNews.kz .

«Первенец» Единого экономического пространства

Практические результаты объединения трех стран – Казахстана, России и Белоруссии – должно начаться именно с взаимодействия железнодорожных перевозчиков. В этом убежден президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, который принял участие в III международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия — «1520 в авангарде евроазиатской торговли», проведенного в Астане.

По мнению главы российских железных дорог, сотрудничество железнодорожных перевозчиков, как никакое другое сотрудничество, является наименее агрессивно конкурентным, потому что железные дороги соединяются с другими железными дорогами.

Учитывая единую маршрутную сеть в этом направлении, унаследованную еще со времен Союза, неудивительно, что тарифная политика одной страны неизменно сказывается на предпочтениях грузоотправителей по территории другой страны. «Если поднимутся тарифы, условно говоря, в России до такой степени, что это становится невыгодно для грузоотправителей, то грузы через Казахстан в Россию не пойдут. То же самое – поднимаются тарифы на контейнерные перевозки в Беларуси, и мы мгновенно на этот вопрос реагируем, потому что не пойдут тогда контейнеры через Белоруссию, а для нас, для всех трех железных дорог, это наши доходы», — пояснил Владимир Якунин.

«Поэтому наименее противоречивым сотрудничеством является сотрудничество именно в железнодорожно-транспортной сфере. Мы исходим из того, что скоро мы будем объединены в ЕЭП на принципах равенства, на принципах взаимных интересов, увязки взаимных интересов, то и железнодорожное сотрудничество должно строиться таким же образом», — подытожил он.

Создание единой транспортной логистической компании, в которой участвуют три страны Таможенного союза, является первым воплощением идеи экономической интеграции трех государств.

Единый оператор может быть создан в 2013 году

Концепция создания транспортно-логистической компании была поддержана на заседании глав правительств летом этого года в Санкт-Петербурге.

В кулуарах форума в Астане глава «РЖД» Владимир Якунин и руководитель национальной компании «Казахстан Темiр Жолы» Аскар Мамин пришли к согласию относительно сроков подготовки документов, которые положат начало создаваемой ЕТЛК. Казахстанская и российская сторона намерены подготовить все необходимые документы и передать в правительства двух государств уже до конца текущего года. Сроки принятия данных положений будут зависеть уже от активности членов Кабмина стран-соседей.

Стоимость создаваемого логистического предприятия ориентировочно составит 2-2,25 млрд долларов США. РЖД может внести в данное совместное предприятие 50 процентов плюс одна акция «Трансконтейнера». КТЖ может внести активы «Казтранссервис» и «Кедентранссервиса», а белорусская сторона, в свою очередь, может предоставить около 3 тыс фитинговых платформ и терминал в Бресте.

Возможно, ЕТЛК будет действовать на основе «РЖД Логистика» — предприятии, которое действует под эгидой «Российских железных дорог».

Причем глава РЖД не исключает, что компания, создаваемая на основе государственных активов трех государств, в дальнейшем может быть передана в частные руки. В ходе недавнего форума он отметил, что вполне возможно участие частного капитала в этом процессе. «Что касается участников. На сегодняшний день участниками являются перевозчики. Это «Белорусская железная дорога», это «Казахстанская железная дорога» и это «Российская железная дорога». Возможно ли расширение контингента участников? Почему мы и нет. Если участник будет признавать те принципы, на которых строится эта система, те цели, которые выстраиваются, и если этот участник не работает по принципу: «Давай съедим сначала твое, а потом каждый – свое», мы будем только приветствовать появление такого участника», — заявил Якунин.

Цели ЕТЛК

Все стороны процесса в один голос говорят о том, что главной целью ЕТЛК является повышение прибыли всех трех национальных железнодорожных перевозчиков.

«Без нашей кооперации, без совместной работы трех государств невозможно достичь никаких результатов, замыкаясь только в одном региональном аспекте, потому что мы говорим о глобальной торговле. Если посмотреть на глобальную картинку, создание ЕТЛК – это по сути дела формирование новой конфигурации транзитных перевозок», — сообщил в ходе форума Аскар Мамин, добавив, что сегодня перед АО «НК «КТЖ» стоит задача до 2020 года привлечь через Казахстан 1,5 млрд контейнеров. «Это даже более амбициозная задача, которую мы в бизнес-плане ОТЛК перед собой ставим, но мы должны ставить перед собой задачи с тем, чтобы стремиться их реализовать. Это существенное отвлечение транзитного грузопотока с морских маршрутов, которые мы сегодня наблюдаем, и тем более с учетом увеличения объемов внешней торговли», — отметил глава казахстанской компании.

«Для нас это даст огромный дополнительный доход, для нас это даст новые технологии, это формирование нового транзитного кластера. Это и банковские, и информационные услуги. Весь комплекс услуг, который сопровождает транзитные перевозки», — подчеркнул он.

Причем Владимир Якунин подчеркнул, что ЕТЛК создается не только в интересах самих компаний, но и в интересах развития экономики и социальной сферы всех государств Таможенного союза. По его словам, в концепции создания данной единой логистической компании заложен принцип равноправия. А потому и прибыль между всеми участницами будет делиться поровну. «Мы исходим из того, что только при таком подходе возможна действительно высокая мотивация для каждого с точки зрения достижения конечной цели», — добавил глава «РЖД».

«Не важно, какая территория у соседа. По большому счету, неважно даже, на каком уровне экономического развития находится каждая из сторон, хотя это приблизительно одинаковый уровень. Важно, какой транзитный груз мы привлекаем на свои сети. А этот транзитный груз потому транзитным и называется, что он может быть произведен в Китае, а потребляем в Европе. И обратно. То, что необходимо странам Азиатско-Тихоокеанского Региона, производится в Европе, а потребляется в Китае. Вам, наверное, известно, что на сегодняшний день Китай в области экспорта составляет 10 процентов от мирового экспорта, в области импорта – 6 процентов, а в области внешней торговли с Европой доля Китая составляет уже 20 процентов и этот груз, который, я считаю, мы должны, безусловно, стремиться привлечь на свои железнодорожные системы», — сделал акцент на евразийской роли ЕТЛК Владимир Якунин.

«На мой взгляд, если мы какие-то активы внесем, и начнем ими операционно управлять вместе, мы доходную базу для всех участников инфраструктуры, для всех участников перевозочного процесса, одновременно увеличим. То есть это будет рывок», — высказал свое мнение о создаваемой единой транспортной компании старший вице-президент по корпоративному управлению и стратегическому развитию ОАО «РЖД» Валерий Решетников. «То есть любой груз, который будет появляться, эта компания более оперативно и мощно сможет доставлять до точки прибытия. Это не значит лишить всех источников дохода. Это наоборот интенсифицирует процесс участия в перевозках как инфраструктуры, так и частного капитала. И потом речь не идет об объединении всех активов. Речь идет об объединении специально выделенных активов для того, чтобы опробовать идею, проверить ее на практике», — подытожил он.

Айжан Бектасова

ИСТОЧНИК: meta.kz