Создаваемый Россией Евразийский союз может стать альтернативой ЕС — Глава МИД Литвы
Глава литовского МИД Линас Линкявичюс в интервью информационному порталу Delfi заявил, что инициированное Россией создание Евразийского экономического союза (ЕАС) может стать альтернативным центром притяжения для государств Восточной Европы, прежде всего – для Украины, и от этого может зависеть геополитическое будущее Европы, сообщает [do action=»link-news-1″/].
На вопрос, сможет ли ЕАС создать реальную конкуренцию Европейскому Союзу и будет ли он представлять угрозу для Литвы, перетягивая на свою сторону её восточных соседей, или заявление о его формировании – лишь пропагандистский шаг, Линкявичюс ответил:
— Существуют разные мнения. Я встречал людей, которые утверждают, что это пропаганда. Я отношусь к тем, которые считают, что это не пропаганда, а серьёзный проект, так как вижу, как он осуществляется. В конце концов, это одно из личных обещаний президента Владимира Путина.
Кроме этого, существует не только Таможенный союз, есть ещё организация коллективной обороны, которая может стать основой для общей политики обороны. Совершаются конкретные шаги в создании общего рынка, как и в Европейском Союзе: движение товаров, людей, услуг. Всё создается по похожей модели.
Только в Европейском Союзе ценности немного другие, здесь равноправие стран реально, так как мы не хотим, чтобы в союзе главенствовало одно государство.
Но не стоит говорить о какой-либо угрозе. Я считаю, что надо этот факт оценить, так как это ещё один центр притяжения. Мы создаём единую и свободную Европу, но есть и другие точки притяжения. В этом отношении начинается конкуренция.
Мы можем открыто говорить об Украине. Происходит диалог Украины с Европой, мы надеемся и хотим, чтобы на саммите глав Европы Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС. Для того, чтобы оно было подписано, Украина должна выполнить определённую «домашнюю работу», принять нелёгкие решения. Это показало бы её решение со временем влиться в ЕС.
Есть и другой вариант – проходят дискуссии о сближении Украины с Таможенным союзом, который тоже является центром притяжения.
Можно ли называть это угрозой? Просто мы говорим о разных центрах притяжения и своеобразной конкуренции. Считаю, что те, кто думает, что это лишь не заслуживающий внимания пропагандистский трюк, не совсем правы. Это реальные процессы, и мы должны это учитывать.
Говоря о «равноправии» в ЕС, глава литовского МИД, конечно же, немного лукавит. Но то, что Линкявичюс, по крайней мере, допускает возможность конкуренции и воспринимает российскую инициативу всерьёз, уже неплохо. Не может не радовать и то, что министр, в отличие от многих его европейских коллег, не склонен создавать атмосферу пресловутой «угрозы с Востока».