Виктор Медведчук: Эй, Украина, туда не ходи…

УкраинаВысокопоставленные чиновники ЕС уже настолько привыкли говорить с позиции «истины в последней инстанции», что, похоже, совершенно утратили способность осознавать несоответствие своих деклараций с реальностью.  Или их лицемерие уже стало частью европейской политической ментальности, которая вне Евросоюза скромно называется «политикой двойных стандартов».

Свежий пример! Европейский комиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле взял на себя труд определить рамки для международной политики нашей страны. Чиновник выразил мнение, что в случае вступления Украины в Таможенный союз наша страна утратит «суверенное право в сфере своей внешнеторговой политики».

По мнению комиссара, Евросоюз не сможет вступить в Соглашение об Ассоциации со страной, у которой «решение в отношении своей внешней торговой политики находится не в ее руках».

Вряд ли комиссару детально известны те принципы, на которых базируется сотрудничество в рамках Таможенного союза, а также то, что все государства, участвующие в объединении, обладают правом на свою суверенную торговую политику. Зато Штефану Фюле должно быть хорошо известно, что Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом и Договор о ЗСТ для Украины действительно означают то, что он говорил: передачу права принимать решения в Брюссель. Не говоря уже о том, что полное членство в ЕС лишает страну суверенного права не только во внешнеэкономических, но и во многих политических вопросах.

Однако еврочиновник уже сейчас готов диктовать свою волю суверенному государству, при том, что Украина еще не сделала окончательный выбор между ТС и Зоной свободной торговли с ЕС. Уверенность Штефана Фюле просто поражает. Наверное, она основывается на том, что Украина идет именно в направлении, которое определяют такие люди, как он. Например, наша энергетическая политика уже стала настолько «суверенной», что власть серьезно планирует покупать российский природный газ через Германию. Такими же «суверенными» являются проекты добычи сланцевого газа европейскими компаниями, по сути, делающие Украину испытательным полигоном для технологий, которые, возможно, Евросоюз станет использовать на своей территории в будущем. Если, конечно, все пройдет успешно и не произойдет экологической катастрофы. То, что украинский народ становится заложником и «гарантом» чьих-то будущих сверхприбылей, Европу, судя по всему, не волнует.

Со своей стороны хотел бы посоветовать европейскими чиновникам не пытаться поставить нашу страну перед единственно возможным выбором, но ориентироваться на то, чтобы найти такую формулу международной политики, в которой вполне реальным будет взаимовыгодное сотрудничество стран региона без бюрократической политики двойных стандартов. Ведь комиссару также хорошо известно, что сотрудничество Евросоюза на данном этапе с той же Россией находится на куда более высоком уровне, нежели нынешние отношения между Киевом и Москвой.  Странно, но Таможенный союз не мешает Европе широко развивать экономические отношения с Россией. А с Украиной – мешает. Почему?