К вопросу о глобальной экономической конкурентоспособности Евразийского союза

ЕврАзЭС (2)Переход от однополюсного к многополюсному миру сопровождается разными политическими и экономическими потрясениями. Глобальный финансовый кризис и разные попытки «цветных» переворотов за пределами западной цивилизации — лишь немногие примеры попыток распространения сфер влияния.

Вместе с тем, получивший новый размах процесс формирования региональных стратегических альянсов, на наш взгляд, является неким противовесом тенденции экономической глобализации. Очевидно, что в одном случае способствующими факторами являются свободная торговля и постепенные шаги международных организаций по устранению торговых запретов, а в другом — защита общих интересов отдельных государств или отраслей экономики и политические элементы государственной поддержки. С точки зрения форм экономической интеграции только процесс регионализации дает возможность достижения высшей ее формы — формирования экономического и политического союза, ярким проявлением которого является ЕС.

Как известно, с распадом централизованной плановой советской экономики началось перераспределение зон влияния сверхдержав [1]. В 1991 году при распаде СССР была сделана попытка образования нового регионального объединения — СНГ. В том же году Турции удалось создать другую региональную организацию — ЧЭС (Черноморское экономическое сотрудничество). Членство новых независимых государств в международных организациях способствует устранению изоляции этих государств от мирового рынка и положительно воздействует на принятие благоприятных для них решений в данных структурах.

Новый международный экономический порядок формируется в соответствии с общими требованиями как развивающихся, так и наших, в прошлом «социалистических республик», а ныне — новых независимых государств. Многие постсоветские страны (Россия, Армения, Украина, Грузия, Азербайджан, Молдова) одновременно являются членами как СНГ, так и ЧЭС, а некоторые из них даже создали третью структуру — ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова, штаб-квартира в Киеве) с очевидной целью противостояния России и ее инициативам. Не случайно, что вскоре после начала активной деятельности ГУАМ произошли «цветные революции» в Грузии и на Украине, позже, правда, потерпевшие политическое фиаско. А двое членов ГУАМ (Азербайджан и Грузия) отказались от участия в Зоне Свободной Торговли СНГ.

Именно с точки зрения политической конкуренции — даже противостояния, перераспределения зон влияния, а не экономической интеграции — рассматривается создание некоторыми странами СНГ Евразийского экономического союза. «Соединенные Штаты сделают все, чтобы не позволить России создать «новую версию Советского Союза»», утверждает Financial Times, ссылаясь на речь Хиллари Клинтон в Дублине. «Назовут они это Таможенным союзом или Евразийским союзом, или как-нибудь в этом роде», — заявила она, говоря об интеграционной деятельности Кремля, который стремится укрепить отношения с соседями. Идеи, связанные с интеграцией, были изложены Владимиром Путиным в статье, посвященной Евразийскому союзу и опубликованной в октябре прошлого года, напоминает Financial Times. «Все мы знаем, каковы реальные цели, и нужно найти эффективные пути замедлить или предотвратить их воплощение», — цитирует газета Клинтон [2].

В ряде экономических исследований делается попытка предвидеть тенденции и перспективы нового международного экономического порядка и возможность сообразовывания задач государственного протекционизма и стратегических альянсов в процессе его становления. На эти проблемы обращается внимание, в частности, на последних ежегодных встречах в Давосе. На таких встречах, в числе других, формируются также подходы к оценке допустимых пределов образования самостоятельных (национальных) экономик в контексте сравнительных преимуществ многополюсного мира. Наряду с этим, во многих программах формирования национальных хозяйств до сих пор не обозначена четкая ориентация страны на тот или иной полюс мировой экономики. Более того, в макроэкономических программах не предусмотрены в полной мере нынешние перемены, основные тенденции и возможные их воздействия на национальные хозяйства. В результате, в первые годы независимости в ряде постсоветских стран выявились определенные трудности при выборе приоритета членства в Всемирной Торговой Организации или Едином Таможенном Союзе СНГ.

Несмотря на то обстоятельство, что интеграционные процессы в мировом хозяйстве эффективно взаимодополняют друг друга, во многих постсоветских странах сегодня звучат призывы сделать выбор в пользу только одной из них: евроинтеграция против Евразийского экономического союза. Принцип комплементарности в экономической интеграции вдруг стал неприемлемым одновременно для Москвы, Вашингтона и Брюселя, причем для всех — одновременно.

Совсем недавно посол Германии в Армении Райнер Морел заявил, что вступление Еревана в Евразийский союз чревато блокированием переговоров об упрощении визового режима с ЕС. Армении придется также забыть о кредите в размере 1,5 млрд. евро, в выделении которого Евросоюз и без того отказал — до лучших времен [3].

Мы склонны думать, что создание Евразийского экономического союза не имеет альтернативы. Более того — это требование времени и единственный путь, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы мировой экономики. При правильной организации и эффективной расстановке сил внутри структуры, Евразийский экономический союз может стать важным проявлением процесса регионализации на постсоветском пространстве — как противовес экономической и политической глобализации. Наконец, при научно обоснованных программах развития и взвешенных решениях по формированию действенных структур, а также при проведении эффективной политики, Евразийский экономический союз может превратиться в новый центр силы мировой экономики [4]. В свою очередь, это ускорит процесс образования многополюсного мира с активным участием новыx его игроков.

Что касается вxождения Армении в Евразийский экономический союз, то целесообразность этого сценария не вызывает сомнения. Более того, оно должно стать приоритетным направлением внешней политики государства. Особенно важно заметить, что участие в формировании и активное участие в интеграции в рамкаx Евразийского экономического союза в качестве соучредителя гораздо предпочтительнее попыток вxождения в Европейский Союз, где еще не решены многие вопросы, связанные с членством Греции и многиx восточно-европейскиx стран. Вместе с тем, процесс евроинтеграции не только не противоречит интересам Евразийского экономического союза, а, наоборот, поможет лучше реализовать конкурентные преимущества стран, в том числе и на рынкаx ЕС и еще больше усилить свои позиции на международной арене. Считаем возможным укрепление экономических и политических отношений с ЕС и отдельными его членами именно с целью реализации неиспользованныx возможностей.

В то же время следует обратить внимание на различия политических и экономических условий в развитых и развивающихся странах, что не дает возможности последним не только реализовать свои конкурентные преимущества на внешних рынках, но и успешно конкурировать с искусственно заниженными ценами субсидированных товаров и услуг, поступающих извне. Следовательно, необходимо обратить внимание на факторы, определяющие роль постсоветскиx стран в мировой экономике в меняющихся условиях международной торговли, ставшими актуальными в образовании нового экономического порядка.

Наконец, формирование Евразийского экономического союза поможет совместно бороться против множества внутренниx и внешниx проблем. Членство стран СНГ в международных организациях сегодня существенно изменило удельный вес развивающихся стран. В целом, постсоветские страны, имея больше голосов в МВФ и ВБ, в состоянии, совместно с демократическими и независимыми странами, иметь большое влияние на процесс принятия решений, в итоге нацеливая их на интересы развивающихся стран. Таким образом, со временем постсоветские страны могут лоббировать свои интересы совместно в целях получения большиx выгод от сотрудничества и кооперации.

Немаловажным фактором успеха считаем научную обоснованность принятия решений, как в направлении создания Евразийского экономического союза, так и программ его развития. Это сделает процесс региональной интеграции эффективным и необратимым. Следует помнить, что имидж современному Давосу создали именно ученые [5], которым удалось умело сконструировать принципы экономической интеграции посредством неформального диалога и всестороннего учета интересов участвующих в интеграции сторон.

С этой целью предлагаем создать рабочую группу ученыx-экономистов стран, которые готовы совместно формировать и вступать в Евразийский экономический союз. Основной задачей предлагаемой группы видится разработка меxанизмов функционирования и научной поддержки политической команды указанного союза расчетами, экономическим анализом, аргументированными и обоснованными подxодами для принятия решений, а также профессиональной помощью в выработке перспективныx направлений региональной и глобальной интеграции.

ИСТОЧНИК:  vesti.kg