Одним из главных приоритетов внешней политики России является сотрудничество со странами ближнего зарубежья — Леонид Слуцкий (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКЛАДА)
Доклад Слуцкого Леонида Эдуардовича (председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками) представленный на международной конференции «Евразийский Союз: амбиции, проблемы, перспективы» (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ):
Уважаемые коллеги!
Одним из главных приоритетов внешней политики Российской Федерации является сотрудничество со странами ближнего зарубежья в контексте интенсивного развития интеграционных процессов. В самых различных форматах: ЕврАзЭС, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство происходит активизация торгово-экономических, производственных и инвестиционных связей, расширение общественных и гуманитарных коммуникаций.
Высшей точкой развития интеграционных усилий руководства Российской Федерации является Евразийский Союз, строительство которого мы планируем завершить к 2015 году. Темпы евразийской интеграции беспрецедентны, и намного опережают динамику строительства Европейского Союза в середине прошлого столетия. Именно поэтому так важно системно проанализировать итоги пройденного пути, учесть допущенные ошибки и сформулировать «задачи на будущее».
Необходимо отметить, что интеграция на пространстве СНГ является объективным отражением общемировых тенденций. В современном мире ни одно государство, каким бы мощным экономическим и политическим потенциалом оно ни обладало, не способно самостоятельно противостоять глобальным вызовам и угрозам.
Сегодня мы видим как для преодоления негативных тенденций в мировой экономике создается новый интеграционный формат — G-20. Для постсоветского пространства эффективным ответом на вызовы времени является проект создания Евразийского Экономического Союза, изложенный Владимиром Владимировичем Путиным в программной статье «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня».
Определяя масштабы проекта и его роль в системе международных отношений, Президент Российской Федерации отмечал: «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».
Прорывная интеграционная стратегия главы нашего государства получила полную поддержку со стороны ближайших союзников России — президента Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко и президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Лидеры Белоруссии и Казахстана справедливо рассматривают интеграцию как важнейшее средство эффективной модернизации евразийских государств, их включения в мировое сообщество на более сильных конкурентных позициях. Так, Нурсултан Абишевич Назарбаев, который еще в 1994 году в стенах МГУ выдвинул концепцию практического евразийства, отмечает, что интеграция – «это важный фактор общерегиональной стабильности, повышения конкурентоспособности наших экономик».
При этом лидеры всех трех евразийских государств подчеркивают необходимость соблюдения важного элемента интеграционного процесса – этапность. Это означает, что реализация евразийского экономического проекта носит многоуровневый характер и предполагает последовательное воплощение нескольких этапов: ЕврАзЭС, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический Союз. Очень важно сохранять набранные темпы сближения евразийских стран, не форсируя интеграционный процесс, но и ни в коей мере не ослабляя динамику движения к намеченной цели.
В этой связи важно отметить, что евразийский проект реализуется с учетом всех преимуществ и недостатков европейской интеграции. Однако если на создание таможенного союза европейским странам потребовалось около 40 лет, то Россия, Беларусь и Казахстан создали таможенный союз всего за 8 лет.
С 1 января 2012 года уже функционируют 17 соглашений, формирующих основу Единого экономического пространства, по сути общего рынка евразийских стран. Эти соглашения регламентируют ряд ключевых направлений экономического сближения «тройки» — от координации макроэкономической политики до трудовой миграции. Итоги деятельности евразийских структур уже сейчас полностью подтверждают экономическую целесообразность интеграционного проекта.
Во-первых, укрепление общих таможенных границ снижает давление внешних негативных факторов на развитие собственного производства стран ЕЭП, дает возможность лучше подготовиться к глобальной конкуренции после вступления наших стран в ВТО.
Во-вторых, сотрудничество в рамках Таможенного союза благоприятно сказывается на продвижении экспортной продукции России, Казахстана и Беларуси. По оценкам экспертов, развитие евразийской интеграции открыло перед странами региона доступ на огромный рынок в 170 млн. потребителей и общим объемом ВВП около 2 трлн. долл. США.
В-третьих, для предприятий евразийских стран устранение таможенных границ – это формирование реальных условий для производственной кооперации при выпуске высокотехнологичных товаров и создание масштабного рынка с едиными правилами игры, более эффективно обеспечивающего экономический рост и повышение благосостояния граждан государств ЕЭП.
Экономическая модернизация за счет инноваций стимулирует развитие социальной сферы, что, в свою очередь, определяет не только рост благосостояния населения, но и повышение уровня образования и культуры среди граждан наших стран. Я бы хотел подчеркнуть, что именно повышение качества жизни и благосостояния населения является главной целью реализации евразийского проекта.
Говоря о преимуществах евразийской интеграции, я не мог обойти вниманием еще один факт. Перед принятием политических решений о создании Таможенного союза ведущими научными институтами России, Украины, Белоруссии и Казахстана были проведены расчеты макроэкономического эффекта формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. В результате прогнозировавшаяся еще до глобального финансового кризиса 2009 года высокая эффективность создания ТС и ЕЭП была подтверждена на практике первыми тремя годами функционирования Единой таможенной территории трех государств.
По подсчетам ученых, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г.составляет примерно 400 млрд.долл. При этом каждая из стран будет иметь значительный интеграционный эффект. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительную прибавку в 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь — 16%, Казахстан — 14,7%.
Между тем, рост взаимной торговли даже превзошел ожидания ученых. За первое полугодие 2012 года торговый оборот трех стран-участниц евразийского проекта составляет 125 млрд долларов, что на 36%, больше прошлогодних показателей. Причем этот рост обеспечен не за счет изменения стоимости энергоносителей или сырьевых продуктов.
Успешное функционирование евразийских структур убедительно доказывает важность и жизнеспособность интеграционного проекта. Поэтому не случайно, что интерес к вхождению в Единое экономическое пространство проявляют государства как Центральной Азии, так и Южного Кавказа и Ближнего Востока.
О желании присоединиться к интеграционному проекту заявило руководство Киргизии. В октябре 2011 года было подписано многостороннее соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ. В дополнение к нему государства-члены ТС установили отношения свободной торговли с Сербией и Черногорией. Высокий интерес к евразийскому интеграционному проекту проявляет Украина, для которой экономическое сотрудничество с Россией и странами ЕЭП является значимым фактором конкурентоспособности.
Таким образом, создание Евразийского союза может стать началом новой эры для государств постсоветского пространства. В этой связи знаменательным событием является начало формирования евразийской элиты. Первым шагом на этом пути уже стало создание первой наднациональной структуры — Евразийской комиссии.
Большая и эффективная работа в рамках евразийского проекта ведется законодательными органами наших стран. Благодаря национальным парламентам к середине прошлого года были полностью реализованы мероприятия по введению в действие пакета международных договоров в сфере единого таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе. Выполнены основные мероприятия по формированию таможенного законодательства: введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза; унифицирован порядок таможенного администрирования, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы; установлены и применяются единые правила определения таможенной стоимости, а также единые правила определения страны происхождения товаров.
Огромный объем работы, выполненный законодателями, позволил трем странам Таможенного Союза успешно перейти к новой ступени интеграции – Единому экономическому пространству. Однако по мере повышения уровня межгосударственного взаимодействия возросла потребность в формировании наднационального законодательного органа.
В настоящее время при деятельном участии Сергея Евгеньевича Нарышкина создана рабочая группа по преобразованию Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС в Евразийский парламент. Эти шаги должны способствовать укреплению межпарламентского диалога стран-участниц евразийского проекта к моменту формирования Евразийского союза в 2015 году.
Но, отмечая достигнутые позитивные результаты, мы не должны закрывать глаза на «узкие места» евразийской интеграции, преодоление которых должно стать одной из главных задач на ближайшую перспективу.
Прежде всего, необходимо укрепить фундамент общественной поддержки создания Евразийского союза, превратить евразийскую интеграцию в «общественный проект». Пока же социологические исследования свидетельствуют о низком уровне информированности населения о происходящих процессах и, как следствие, настороженном отношении к евразийской интеграции.
Так, результаты опроса граждан в разных странах постсоветского пространства, проведенные ВЦИОМ в конце 2011 года, показали, что число сторонников интеграции среди жителей стран бывшего СССР, в том числе и России, варьируется от 24% до 67% (причем 67% приходится на Киргизию). Если верить этому опросу, только 48% россиян выступают за интеграцию на постсоветском пространстве, и лишь 10% знают о создании Евразийского экономического союза.
Допускаю, что сегодня по мере развития интеграционных процессов эти цифры могут быть несколько выше. Однако вывод остается неизменным — евразийскому проекту не хватает информационной поддержки. Евразийский союз по-прежнему часто рассматривается как «проект элит».
Отчасти это проблема государственных органов стран-членов ЕЭП. Апеллируя к макроэкономическим показателям, мы очень мало говорим о том, какие преимущества принесет евразийская интеграция простым гражданам. Россотрудничество, ЕврАзЭС, дипломатические ведомства проводят большую работу по информационному и экспертному сопровождению евразийской интеграции. Но совершенно очевидно, что этих усилий недостаточно. Необходима системная солидарная работа многих ведомств, не только государственных органов, но и общественных организаций, разъяснение на медийных площадках преимуществ евразийской интеграции, примеров того, какое положительное воздействие окажет интеграция на благосостояние каждой семьи, каждого отдельного гражданина в странах-членах ЕЭП. Большую роль должно играть экспертное сообщество, именно поэтому в рамках работы Комитета по делам СНГ Государственной Думы РФ мы уделяем особое внимание взаимодействию с научным сообществом. Создание экспертного Совета при Комитете только первый шаг в данном направлении, но его позитивный результат очевиден уже сейчас.
Еще одна проблема с которой сталкивается продвижение Евразийского проекта, это устойчивые фобии относительно возможности возрождения нео-Империи или «реанимации» Советского Союза. Эти представления в отсутствие эффективного информационного противодействия, с разной степенью успешности подогреваются определенными деструктивными силами в Казахстане, Белоруссии, Киргизии, других странах СНГ.
Между тем, и российский, и казахстанский лидеры неоднократно подчеркивали, что евразийская интеграция — не возрождение политических институтов, подобных Советскому Союзу, а объединение экономических потенциалов постсоветских государств с целью придания дополнительного импульса их развитию.
Теперь тем установкам на интеграцию, которые дает руководство наших стран, необходимо придать глубину через экспертное обсуждение. Причем, это не только эксперты, не только академическое сообщество, но и практики, представители бизнеса, в том числе малого и среднего предпринимательства. Это представители молодежных организаций, которые уже сейчас формируют новые структуры, активно работающие на этом направлении.
Особо я хотел бы отметить необходимость дополнения интеграции экономической механизмами образовательной и социо-культурной кооперации. Евразийский экономический Союз должен полностью соответствовать требованиям конкурентной экономики 21 столетия — экономики знаний.
Достигнуть системного прорыва на этом важнейшем направлении можно только через создание законодательных возможностей для поддержки вузовских инициатив по поддержанию общего гуманитарного и научного пространства. Здесь у нас непочатый край работы и такие флагманы российской высшей школы как МГУ, МВТУ, РГГУ должны постоянно чувствовать поддержку со стороны государства как с точки зрения привлечения студентов из стран СНГ, так и в реализации инновационных проектов по подготовке кадров будущей «евразийской бюрократии».
Говоря об усилении общественной поддержки интеграционной стратегии на постсоветском пространстве, особо хочу отметить ту важную роль, которую играют в этом процессе российские соотечественники за рубежом. Однако для успешной реализации этого потенциала необходима системная и глубокая работа по укреплению гуманитарного влияния России в странах СНГ, активизации связей с соотечественниками, защита их прав и потребностей. Русский язык должен стать надежной цементирующей основой будущего Евразийского экономического пространства. Эта проблема была сформулирована в Обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации. Поэтому важнейшее значение в рамках интеграционных процессов имеет сохранение или закрепление правового статуса русского языка, расширение русскоязычного пространства, усилению его роли в культурной, научной, деловой сферах государств проживания наших соотечественников. Мы обладаем всеми необходимыми возможностями для успешного решения задачи по укреплению работы с соотечественниками. Это, во-первых, четкая позиция президента. Во-вторых, поддержка федеральных ведомств.
За прошедшие 20 лет с момента распада Советского Союза наша страна прошла нелегкий путь от хаоса и дезинтеграции к возрождению и строительству нового «евразийского дома». Сейчас мы получили уникальный шанс через объединение экономических, интеллектуальных, социо-культурных потенциалов выйти на качественно новые рубежи развития и цивилизационного прогресса. Необходимо ответственно подойти к реализации открывающихся перед нами возможностей. Это исторический шанс, который мы не имеем права упустить.