Франция желает выйти из НАТО или реформировать Альянс

156544963После распада СССР Северо-Атлантический Альянс потерял цель и идеологию. Точнее и то, и другое стало отражать только интересы США в их GWOT-версии «после 11 сентября 2001 года». Соответственно, европейским странам следует либо выйти из НАТО, либо реформировать Альянс таким образом, чтобы он отвечал интересам ЕС, сообщает [do action=»link-news-1″/] со ссылкой на зарубежные СМИ.

«Европейскому Союзу нужно заняться разработкой новой оборонной стратегии, с учетом всех угроз и рисков и в первую очередь тех из них, которые расположены в его непосредственном географическом окружении. Кроме того, необходимо будет установить оборонные отношения с соседями ЕС и прежде всего Россией и Средиземноморьем», – считает Франуа Ривер, генерал ВВС и единомышленник нового президента Олланда, в статье, опубликованной Le Monde (перевод inoСМИ.Ru).

Он также отмечает, что европейские страны сами виновны в том, что НАТО стало фактически инструментом внешней политики США. После распада советского блока ни одна европейская страна-член НАТО не захотела направить на оборонные нужды политические и финансовые средства. И оплачивать функционирование альянса пришлось Соединенным Штатам. Ценой беспечности стало то, что все стратегические концепции НАТО были последовательно разработаны по инициативе США и отвечали задачам в сфере защиты их интересов в мире после окончания холодной войны.

В 90-х, особенно в начале десятилетия, Вашингтон стремился не допустить появления нового альянса, способного стать для него угрозой, получить отдачу от инвестиций в НАТО путем переориентации его сил на внешние операции и возможность использовать пространство, а также наземные, морские и воздушные опорные пункты в Европе.

К концу «нулевых» годов американские интересы в сфере безопасности сместились в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, что сопровождалось сокращением инвестиций США в оборону и безопасность Европы. Европейские социалисты, к числу которых относится и автор статьи, Франсуа Ривер, не разделяют американского мессианства и идей противостояния радикальному исламу (исламскому терроризму) во всем мире. Кроме того, США, столкнувшись с тем, что, несмотря на формальное членство в НАТО десятков стран, реальную поддержку в двух крупных войнах и множестве «локальных» операций оказывают единичные «союзники». Зато все остальные не устают наращивать требования о помощи в вооружениях и прямых спонсорских вливаний «на безопасность». В последние годы Белый Дом начал урезать запросы союзников по Альянсу, что не могло не возмутить получателей.

Как следствие этих факторов, представитель французского военного истеблишмента, Ривер – генерал BBC и депутат Социалистической партии – заметил, что «европейская оборонная политика» не направлена на защиту европейской территории. Что означает, что странам ЕС следует пересмотреть Североатлантический договор. «Нашей целью должна стать адаптация трансатлантической связи к новым стратегическим реалиям путем передачи европейцам ответственности за их безопасность в соответствии с их собственными политическими и стратегическими интересами (они не всегда совпадают с интересами тех стран НАТО, которые не входят в Европейский Союз)» – пишет Ривер в Le Monde.

Входящие в НАТО государства-члены Европейского Союза полагают, что их общая оборона осуществляется в рамках НАТО в силу статьи 5 Североатлантического договора («Стороны договариваются о том, что вооружённое нападение на одну или нескольких из них… будет рассматриваться как нападение на всех; в случае такого вооружённого нападения каждая из них… участвует во взаимопомощи). Однако, статья 42.7 Лиссабонского договора прописывает куда более жесткие условия в плане совместных действий в случае вооруженного нападения (другие государства-члены должны оказать помощь и содействие всеми возможными средствами).

Евросоюз больше не может основывать свою безопасность на существующей неустойчивой системе, в которой сосуществуют национальные оборонные политики, европейская оборонная политика с ограниченными возможностями для решения кризисов и НАТО, которое по факту находится под контролем США, считает французский генерал.

Для того чтобы определить эти новые отношения, Европейскому Союзу нужно заняться разработкой новой оборонной стратегии (нынешняя была составлена в 2003 году и лишь слегка отредактирована в 2008 году, а ее анализ угроз слишком сильно завязан на американской доктрине в ее версии «после 11 сентября») с учетом всех угроз и рисков и в первую очередь тех из них, которые расположены в его непосредственном географическом окружении. Кроме того, необходимо будет установить оборонные отношения соседями ЕС и прежде всего Россией (она, кстати, и сама это предлагала) и Средиземноморьем. Особое внимание здесь также следует уделить Турции, которая стремится в Европейский Союз и играет стратегическую роль в регионе, считает французский социалист.

Здесь стоит пояснить, что, во-первых, в том варианте, который предлагает Ривер, Турция, с ее самой большой и постоянно практикующейся армией, плюс, как возможный контролер «Южного потока», вполне может попытаться доминировать в ЕС в военном плане. Или станет соревноваться за гегемонию почти на равных с Францией и Германией. Во-вторых, предполагая Турцию в качестве равноправного члена ЕС, Ривер, либо упускает из виду, либо умалчивает, как социалист, о нынешних изменениях турецкой внутренней и внешней политики. Самое главное из этих изменений – превращение Турции из светской страны в исламское государство и соответствующая переориентация внешней политики. Премьер Эрдоган разорвал почти все экономические и политические связи с Израилем, демонстративно «задружившись» с Сирией и Ливаном. В стране прошли масштабные чистки среди касты военных – которые со времен Ататюрка являлись опорой светских властей. Если с такими приоритетами Турция станет активным участником ЕС – Европе можно будет посочувствовать…

Независимую оборонную политику Европы нужно выстраивать на основе трех главных задач, считает Ривер и его «патрон» – представитель Социалистической партии, занявший пост президента Франции Франсуа Олланд: «Развитие связей со всеми нашими европейскими партнерами, изучение всех возможностей для рационализации военных структур в странах-членах Евросоюза, консолидация европейской технологической и промышленной базы. Сейчас нам нужно несколько государств-локомотивов, чтобы начать движение по этому пути, столь не похожему на современное восприятие оборонной политики, которая нацелена на формирование жесткого ядра, объединяющего в себе все оборонные средства».