Испания распадается: Каталония и Страна Басков решили отделиться
Сегодня глава правительства Каталонии Артур Мас объявит ультиматум премьер-министру Испании Мариано Рахою: Барселона требует возможность самой определять, сколько ей отчислять налогов в госказну и сколько получать федеральных средств. В противном случае – Каталония объявит о независимости, сообщает [do action=»link-news-1″/] со ссылкой на зарубежные СМИ.
Каталонские власти утверждают, что они не хотят быть донорами, и заявляют, что платят госказне на 12-16 млрд евро больше, чем получают обратно. Каталонские экономисты указывают, что региональные власти пытаются через угрозы сепаратизма скрыть свое банкротство и неспособность реализовать все популистские обещания. Долги Каталонии достигли 48 миллиардов евро. А, угрожая отделением, каталонский премьер желает получить от Мадрида еще 5 миллиардов на текущие расходы.
Сегодня должна состояться встреча главы правительства Каталонии Артура Маса с премьером Испании Мариано Рахоем, на которой Мадриду фактически будет выдвинут ультиматум. Если он не предоставит Барселоне возможность самостоятельно определять уровень налоговых отчислений в госказну, Каталония начнет движение к полной независимости. Эксперты предупреждают: угроза распада Испании по меньшей мере на три части сегодня реальна как никогда, пишет «Коммерсант».
Ожидается, что Артур Мас потребует от Мариано Рахоя заключить соглашение о привилегированных экономических отношениях, предоставляющее Каталонии налоговую самостоятельность. В случае отказа будет объявлено о проведении в регионе досрочных выборов, которые фактически станут референдумом по вопросу об отделении.
Сепаратистские настроения всегда были характерны для Каталонии, одного из наиболее развитых и богатых регионов Испании. В меньшей степени, чем в Стране Басков, где сепаратисты – террористы ЭТА, но в кризисные моменты местные власти любят использовать подобные настроения в свою пользу.
На этот раз каталонский премьер успешно связал сепаратистские настроения и недовольство социалистического электората: студентов, мигрантов и прочих малообеспеченных слоев населения, чтобы скрыть банкротство правительства и под красивым предлогом выманить у Мадрида еще 5 миллиардов евро на текущие расходы. В дополнение к 48 миллиардам евро ,что Каталония уже должна. «Каталонская администрация тратит значительно больше, чем позволяют собираемые ею налоги» – рассказал «Немецкой волне» профессор экономики Мадридского автономного университета Хосе Рага.
«Подобного рода шантаж, «не дадите денег – объявим независимость», явление не новое. Разница лишь в том, что ранее государство шло на уступки, а сейчас из-за кризиса у него нет денег, чтобы удовлетворить аппетиты Каталонии», – отметил профессор.
Еще одним поводом для шантажа сепаратизмом стали антикризисные меры экономии, принятые Мадридом. Госвласти ощутимо урезали непомерно раздутые социальные пособия и подняли налоги – в том числе, на недвижимость. Что наложилось на катастрофическую безработицу. Такое взрывоопасное сочетание вызвало 11 сентября в Барселоне полуторамиллионый митинг, закончившийся символическим «маршем на Мадрид». В руках демонстрантов были плакаты с лозунгами: «Нет Европе!», «Нет Четвертому рейху!» и «Мы – самостоятельная страна».
Политический аналитик, глава медиагруппы Libertad Digital Федерико Хименес Лосантос уверен, что власти больше не могут идти на поводу у сепаратистов. Выход Каталонии из Испании, по его словам, реален. В то же время Испания почти ничего не теряет, а Каталония – многое. В первую очередь, внутренний рынок Испании, где реализуется почти 90 процентов товаров Каталонии. Политолог считает, что большинство испанцев были бы рады, если бы им не пришлось больше «кормить» сепаратистов.
С таким мнением не согласен экономист Каталонии Хавьер Оркахо, считающий, что в Каталонии доля населения просто стала «жертвой пропаганды сепаратистов». Но многие из каталонцев сепаратизм вообще не приемлют, для них «отделение от страны – трагедия. Оркахо добавил, что развал страны просто немыслим, учитывая, что Конституция Испании не предполагает такой возможности, а выделение Каталонии – самого промышленно развитого региона – может отрицательно отразится на всей испанской экономике, задержать процесс выхода государства из кризиса.
Еще один довод Оркахо в пользу недопустимости выхода Каталонии из состава Испании –опасность цепной реакции в других регионах страны. Он напомнил, что нынешний кризис оживил националистические настроения не только в Каталонии. В Стране басков и Галисии в качестве ударной силы сепаратистов выступают вооруженные террористические группировки – баскская ЭТА и «Галисийское сопротивление».
Сепаратизм приобретает экстремистские формы и в Андалусии, на юге Испании. Помимо прославления «великой андалузской нации», радикалы, подстрекаемые социалистами и обанкротившимися чиновниками, захватывают земельные участки, грабят банки и магазины. Федерико Хименес Лосантос подтверждает, что региональные власти попустительствуют радикалам, не принимая против них надлежащих мер. Оживились сепаратистские настроения на Канарских островах, в Валенсии и Арагоне, хотя, по признанию экспертов, там они не находят особой поддержки у населения.
Каталония – автономное сообщество на северо-востоке Пиренейского полуострова. Официальные языки – каталонский, испанский, окситанский (в долине Валь-д`Аран). Население Каталонии – 7,5 млн человек (16% населения Испании). Объем ВВП автономного сообщества в 2011 году – €200 млрд (пятая часть ВВП страны) – выше показателей Португалии. Основные отрасли экономики – химическая и пищевая промышленность, энергетика, туризм.