Для США важна глобальная власть, а не реформы и демократия — российский политолог Вероника Крашенинникова
— Вы часто выступаете с утверждением, что США постоянно атакует Россию всеми возможными способами. У меня в таких случаях возникает только один вопрос: кто? Президенты США, которые находятся у власти всего каких-то 8 лет, на эту роль явно не подходят.
— Американская система существует 230 лет без принципиальных изменений. За это время в США сформировался чрезвычайно слаженный и эффективный механизм продвижения своих интересов. Он состоит из многих элементов. Но все они работают во имя одной цели.
— Какой?
— Империя может только расширяться. Если она перестанет это делать, то схлопнется. Называть фамилии в данной ситуации бессмысленно – люди приходят и уходят, но система продолжает работать.
— Многие поступают более решительно и называют фамилии Рокфеллер и Ротшильд, семьи которых якобы тайно управляют всем миром.
— За этим кроется элементарный антисемитизм. Большинство в мировых правящих кругах – отнюдь не евреи. Вне зависимости от происхождения все они – убежденные, нереформируемые империалисты. Капиталистическая, империалистическая система может стремиться только к расширению и к глобальному доминированию. И этот путь обязательно проходит через Россию.
— И как успехи?
— Что касается новейшего периода истории России, то за последние 20 лет НАТО почти замкнуло, за исключением Белоруссии, внешний периметр России – от Финляндии до Китая. Внутри России были отстроены гигантские сети некоммерческих организаций, которые вели очень активную работу. Согласно официальным бюджетам, только из США в российские НКО было инвестировано около 5 миллиардов долларов.
— Через финансирование этих организаций и идёт влияние США на Россию?
— Конечно. К деньгам привязаны задачи и обязательства. И они выполняются. Иначе зачем, вы думаете, давали и продолжают давать такие огромные средства? Война как инструмент политики
— Почему Россия не отвечает тем же? Большая страна, сильный геополитический игрок. Можно не только обороняться, но и самим «вдарить»: финансировать НКО в других странах, подрывать экономики врагов…
— К сожалению, до недавних пор Россия полностью пренебрегала своей «мягкой» силой. Хорошо, что в последние годы начали прилагаться усилия в этом направлении. Кроме того, у нас всё ещё не сформулирована идеология. Также не наблюдается политической воли — по крайней мере, в достаточном количестве. И, наконец, Россия, в отличие от США, никогда не преследовала захватнических целей.
— В Эстонии, где проходит это интервью, многие категорически не согласятся с тем, что СССР не имел захватнических целей…
— Я проясню: СССР спас Европу, в том числе и Эстонию, от нацизма. Нет ничего более мерзкого и античеловечного, чем нацизм – идеология, которая декларирует превосходство одной нации над другой. В 1940-е годы европейская цивилизация едва не исчезла из-за Германии. Европейская цивилизация вдруг породила режим, который сжигал людей в печах сотнями тысяч – за то, что они были «не той крови» или убеждений!
Я сейчас читаю книгу американского историка Фредерика Шумана «Ночь над Европой», которую он написал в 1939–1940 годах. Уже тогда ему было понятно, что в этой колоссальной трагедии виновна не только «сатаническая сила разрушителей», но и слабость защитников цивилизации. А сегодня новые члены Евросоюза стали самыми агрессивными его элементами.
— Но сейчас с миром-то на территории Прибалтики и в её окрестностях вроде полный порядок, война не ведётся.
— Благодаря усилиям других государств.
— И России?
— Конечно. А вообще, все войны за последние 20 лет были развязаны одним государством — США.
— В том числе война между Россией и Грузией?
— Грузия, вооружаемая и подзуживаемая группой американских радикалов, посреди ночи обрушила мощь артиллерии на своих собственных граждан в Южной Осетии и на миротворцев! Вот это настоящая «демократия», настоящий слуга, достойный своих вашингтонских начальников! Странная «оттепель»
— Как Вы относитесь к идее «перезагрузки» отношений между Россией и США?
— Под «перезагрузкой» понимают – по крайней мере, в Вашингтоне – смену политической ориентации России и её постановку на службу интересам США. «Перезагрузка» — это первый шаг на пути превращения в сателлита Вашингтона. Если в Москве кто-то верит в другой смысл этого термина, то он ошибается.
— Может быть, это действительно выгодно России?
— Наверное, кто-то может считать, что слугой быть более выгодно, чем хозяином своей страны. Но я с этим не согласна.
— Сможет ли, на Ваш взгляд, Путин обеспечить независимость России в ситуации, когда бюджету с каждым годом нужны всё более и более высокие цены на нефть, чтобы обеспечить его профицит?
— У Соединенных Штатов гораздо более серьёзные проблемы с профицитом, но они от этого не планируют расставаться со своей независимостью. Распад страны отнюдь не решает проблем экономики, а многократно умножает их – как мы недавно проходили урок с Советским Союзом. США и другие государства использовали и будут использовать методы экономической войны. Нам нужно быть готовыми к этому.
— Как Вы относитесь к утверждениям несистемной оппозиции: «В России прошли нечестные выборы. И парламентские, и президентские»?
— Президент Путин одержал очень убедительную победу на выборах, набрав 63% голосов. Многие западные лидеры могут ему только позавидовать. Но в подсчёте голосов я не участвовала, наблюдателем не была, поэтому подробно высказываться на эту тему оснований не имею. Люди системы
— А ещё есть циники, которые уверяют: «Да, в России выборы были нечестными. Но они везде нечестны: и в США, и в Германии, и в Эстонии. Кругом жульё». Как Вы относитесь к подобной точке зрения?
— Скажу о Соединённых Штатах, поскольку достаточно много времени провела там. Ещё на уровне «праймериз» кандидатом в президенты от партии может стать только человек системы. Для избирательной кампании необходимы огромные деньги – кто их даст маргиналу или бунтарю? Так что уже на этом этапе отсеиваются все «инакомыслящие». Далее вы выбираете не между яблоками и грушами, а между различными сортами яблок.
— Вы длительное время жили в США. Если бы решили там остаться и сделать карьеру в бизнесе или в политике, могло бы это получиться?
— Если бы я со своими взглядами пыталась пробиться в США, то максимум, чего я могла бы достичь – это влиться в движение Occupy Wall Street. Оно является всего лишь пародией на политическое движение. Даже политическую программу до сих пор не представили. Похоже, что это всего лишь отдушина для спуска пара, набравшегося за годы экономического кризиса.
— Это почему?
— Смотрите. Предположим, я пытаюсь объяснить народу суть происходящего. У меня есть сайт. Его добросовестно посещают 300 человек в день. Что дальше? Меня никогда не пригласят на телеканалы, никогда не процитируют во влиятельных газетах. И на этой маленькой группе людей вся работа закончится. Ненужная информация в США просто замалчивается. Пропагандистская система там сегодня непроницаема и непробиваема. Советская пропаганда была детской забавой в сравнении с американской.
— Пресса там несвободна?
— Пресса там – часть системы и позволяет критику в рамках системы, то есть для усовершенствования системы, но отнюдь не для её смены. Справка Есть официальная политика, а есть реальная политика. И есть люди, которые изучают реальную политику. Уже год как молодой Институт внешнеполитических исследований и инициатив (ИНВИССИН), основанный в Москве и возглавляемый Вероникой Крашенинниковой, изучает реальную, настоящую политику, не прикрытую красивыми лозунгами и публичными выступлениями. Экономическая война в 1980-е годы стала одним из важнейших факторов успеха: СССР распался. Однако Соединённые Штаты Америки на этом не остановились. По мнению Крашенинниковой, попытки подчинить себе Россию предпринимаются и по сей день.